Расставание с пятидесятыми
«Новости дня» — был такой популярный киножурнал в советское время. Но, представьте, в Тюмени действовал кинотеатр под тем же названием! Маленький и ныне забытый.
Три под одной крышей
А мужчина-то без адреса. Это я мысленно произнес о себе самом, по аналогии с хорошей старой комедией «Девушка без адреса». Юмор, однако, имел примесь грусти — потому что сложнее всего оказалось вычислить то место, где в октябре 1955 года открыли те самые «Новости дня». Тихо и почти беззвучно, если судить по газете «Тюменская правда». 28 октября 1955 года на ее последней странице, среди прочей кинорекламы, появилась и эта, с грифом «Новости дня».
Что показывали? Сразу на семи сеансах (первый начинался в 11 часов) — документальную ленту «Счастье трудных дорог» о свершениях советской молодежи. И еще на двух, включая последний, в 21.00, — художественный фильм «Урок жизни».
Ни улицы, ни номера дома. Чуть позже в одной из справок местной кинофикации, с датой 1.07.1959, нашлось число посадочных мест в этом «иллюзионе» — 117. Для сравнения: «Темп» тогда имел 515, кинотеатр имени 25-летия ВЛКСМ — 274, «Победа» — 468, «Октябрь» — 404.
Больше света пролили документы, датированные началом 60-х годов (как и упомянутые выше, они хранятся в Государственном архиве Тюменской области). Речь шла о реконструкции кинотеатров имени 25-летия ВЛКСМ и «Новости дня». Судя по актам выполненных работ, находились они на одной и той же улице Дзержинского. Вот когда у вашего исследователя возникло стойкое ощущение, что «Новости дня» базировались не где-нибудь, а на территории. кинотеатра «Темп». Смелое предположение?
Превращения поиска на том не кончились. Пришлось из 50-х перебросить мысленный мостик в новое десятилетие. Алмаз разгадки блеснул, когда я обратился к подшивке областной газеты за 1961 год.
Потрясающий апрель, пронизанный всенародной радостью за Юрия Гагарина, первого человека в космосе, был готов подарить тюменцам еще одно событие, пусть местного значения. В последний день месяца распахнул свои двери тот «Темп», которого они еще не видели. Трехзальный, модернизированный, удобный и красивый. А лучший зал, ставший сиреневым (ах, какой нежный, истинно весенний цвет!), превратился еще и в широкоформатный. Достойный ответ «Победе», которая получила такую технику и такой экран еще в 1957-м.
Фотокорреспондент Аркадий Кос-маков захотел попасть на самый первый сеанс — и сделал это. Газета напечатала его снимок из темного зала. Для премьеры в канун Первомая выбрали фильм «Время летних отпусков». Название, кстати, было обманчиво — действие киноповести режиссера Константина Воинова происходило в таежном краю, да еще на убыточном нефтяном промысле, которому требовались, как выразились бы теперь, креативные менеджеры. Тут хватило одного, да еще женщины, инженера-геолога (эту роль сыграла 33-летняя актриса Раиса Куркина).
Один только сиреневый зал затмил то, что было в «Темпе» прежде — его прирастили, и теперь здесь насчитывалось 690 мест. Другой, зеленый (150 мест), приглашал к себе на второй этаж. Отдали его под показ хроникальных лент, которые и количеством, а зачастую и качеством, конкурировали с игровыми. А уж на показ гагаринской эпопеи народ и вовсе валил валом (что подтверждает, в частности, историк и журналист Игорь Eрмаков, назвавший эти «апрельские космические тезисы» одним из самых сильных впечатлений детства).
И еще открыли малый зал, где могли, например, крутить мультики и детские фильмы. Полный набор, смотри в удовольствие!
В заметке «Тюменской правды» сообщалось, что «залы и фойе окрашены в теплые мягкие тона. В сиреневом установлена новейшая аппаратура. С любого места, в том числе с балкона, — отличная видимость экрана».
. С того времени и исчезла всякая информация о кинотеатрах «Новости дня» и имени 25-летия ВЛКСМ. Я закинул удочку на другом участке реки времени — тот же результат. Все сошлось, пазлы составили завершенную картинку. Два маленьких храма кино (напомню, что «комсомольский» у нас открыли еще военной порой — в 1943-м, и он соседствовал с «Темпом») ушли в небытие. И. продолжали жить, пусть без официального статуса и в трансформированном виде, — теперь под одной крышей со своим старшим братом.
Кумир, потом изгой
Отмотаю магнитную ленту времени на несколько лет назад. И расскажу об еще одном превращении, но касающемся судьбы одного человека. Вознесенного до, казалось бы, немыслимых высот, а потом низвергнутого… Звали его Михаил Геловани, и он сыграл во множестве фильмов роль Иосифа Сталина.
Разные и вроде бы хорошо информированные источники расходятся в числе этих картин: называется то 12-13, то, скажем, 16. Сталинские премии Михаил Георгиевич получил за четыре — «Великое зарево» (1941), «Оборона Царицына» (1942), «Клятва» (1946) и «Падение Берлина» (1949).
Отдельно — о «Клятве». Хотя бы потому, что в первый послевоенный год «Тюменская правда» осуществила то, чего не делала раньше — напечатала отрывок из сценария, написанного Петром Павленко и режиссером этой картины Михаилом Чиаурели.
Я отыскал фильм в одном из онлайн-кинотеатров, хотя, скажу честно, смотреть его от первого до последнего кадра невероятно трудно. Он словно слеплен из штампов, агиток, общих мест. Впечатление скрашивают образы простых людей — к примеру, тех бойцов, что сражались в Сталинграде. Из других сцен необычна та, что присутствует в самом начале фильма: зимой 1924-го, еще до смерти Ильича, Сталин, сидя за столом в своем кабинете, рисует на бумаге Ленина — еще и еще. Позже, на переполненной площади он даст клятву продолжить дело вождя мирового пролетариата.
Фильм подавался как важнейшая политическая киноакция 1946-го. Через десять лет, после ХХ съезда партии и приговора культу личности Сталина, народный артист Геловани оказался выброшенным на обочину жизни.
По мистическому стечению обстоятельств он умер от сердечного приступа 21 декабря 1956 года — в день рождения Сталина.
С ощутимой болью за товарища по цеху написал о Михаиле Георгиевиче актер Борис Тенин (тот самый, что сыграл роль солдата Ивана Шадрина в фильме 1938 года «Человек с ружьем»): «Роль Сталина была для Геловани — хорошего артиста и художника — надгробной плитой. Злая воля деспота приписала его к одной роли на долгие годы, и он ничего не смог изменить в своей судьбе».
Продлись подольше, оттепель!
Пришло время новых фильмов и героев, похожих на прежних, но все же отличающихся от них — эти люди выглядели более свободными, даже окрыленными в стремлении изменить жизнь к лучшему. Слава богу, на дворе еще стояла политическая «оттепель», и обновленный, помолодевший отряд отечественного кино спешил творить.
В конце 50-х царили бум и настоящее творческое соревнование тех картин, что собирали полные залы и будили светлые чувства и мысли. «Баллада о солдате» и «Бессмертный гарнизон», «Высота» и «Дело было в Пенькове», «Добровольцы» и «Два Федора». Молодые Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Элина Быстрицкая, Василий Шукшин, Алексей Баталов и другие актеры, исполнив мечту работать в кино, создавали такие образы, каких еще не было.
. В Тюмени очень хорошо встретили и «Поднятую целину» режиссера Александра Иванова. Eще бы — одну из главных ролей, Макара Нагульнова сыграл в экранизации шолоховского романа Eвгений Матвеев. Лазарь Полонский в рецензии на этот фильм делился эмоциями: «Нас, тюменцев, радует, с какой потрясающей силой воссоздал этот образ наш земляк, талантливый артист Eвгений Матвеев. Убедительно запечатлел на экране самозабвенную преданность Макара революционному долгу, страстность его цельной натуры, широкий богатырский размах и удаль».
Тюменский зритель мог только пожалеть, что после первой серии «Поднятой целины» приходится ждать вторую. А третья и вовсе еще не была снята к тому времени. Впрочем, такой же была экранная судьба других фильмов-саг, снятых по крупным, значительным литературным произведениям — «Тихий Дон» того же Михаила Шолохова и «Хождение по мукам» Алексея Толстого.
Кинопрокатчики частенько практиковали обсуждение той или иной картины после ее премьеры. К примеру, такое произошло, когда к нам пришла «Жажда» — лента о защитниках Одессы в годы Великой Отечественной (над ней работал режиссер Eвгений Ташков, который позже снимет знаменитый телесериал «Адъютант его превосходительства»). Областная газета сообщала: «Только в кинотеатре «Победа» за 4 дня фильм посмотрело несколько тысяч человек. 14 февраля (1960 года — В.Т.) состоялась конференция зрителей». К примеру, выступил директор Тюменской электростанции и бывший моряк И. Киселев: «С первых кадров фильма я снова вернулся в корабельную семью».
* * *
Было пять кинотеатров, стало три («Темп», «Победа», «Октябрь»). Вряд ли власти, да и сами зрители, посчитали это плохим знаком. Напротив, тюменское кино в ту пору поднялось на качественно новый уровень.
Кино, конечно же, показывали и в клубах. Действовали кинопередвижки. А в летнем театре горсада крутили фильмы аж до середины октября. И народ смотрел их под шелест белых мух за тонкой стеной. Нелегко в такое поверить сейчас, но факты — упрямая вещь.
***
фото: Кинотеатр «Темп» в конце 50-х годов;Евгений Матвеев в роли Нагульнова;Афиша фильма «Время летних отпусков»;Михаил Геловани.