Хирурги исправляют то, за чем недоглядела природа
То, как из двух родительских клеток в итоге получается ребенок, — это настоящее чудо; настолько сложный процесс, что порой его сложно бывает осознать.
К сожалению, как и во время любого сложного процесса, при формировании тела нового человека иногда происходят сбои.
Пару месяцев назад в детский стационар второй областной больницы был срочно доставлен младенец, появившийся на свет на несколько недель раньше срока. Он родился с редким и тяжелым пороком развития. несовместимым с жизнью.
Но современная медицина способна на многое! Даже исправлять самые сложные патологии.
Все мы в общих чертах представляем тот путь, который проделывает съеденная нами пища: кусок колбасы сначала попадает в рот, затем мы глотаем его, и по пищеводу (полой мышечной трубке) он катится до самого желудка.
В редких случаях еще на ранней стадии внутриутробного развития происходит сбой, и эта трубка — пищевод — получается разделенной надвое. Тогда кусок пищи, прокатившись по ней немного, упрется в тупик — слепой конец. Потом, чуть ниже, пищевод начнется снова и продолжится, как положено, до желудка (зачастую попутно соединяясь с трахеей — нашим дыхательным горлом, чего быть тоже не должно).
Хирурги должны привести пищевод в то состояние, которое для него изначально задумывалось природой. Иначе новорожденный просто погибнет.
Иногда, если «просвет» между двумя концами пищевода не слишком велик, для этого достаточно просто взять и соединить их: например, немного вытянув или надставив «заплатками» из тканей желудочно-кишечного тракта самого ребенка. Но только не в этот раз — малыш, которого привезли в ОКБ N 2, имел разрыв между двумя сегментами пищевода около пяти сантиметров — это очень много! Такое большое расстояние хирурги называют «непреодолимым диастазом», потому что еще не так давно преодолеть его никто и не надеялся.
Но несколько лет назад хирург Джон Эдвард Фокер придумал способ «выращивания» пищевода, точнее, его аккуратного вытяжения. Причем, избегая открытой полостной операции, мягко говоря, не полезной для и без того слабенького новорожденного, он применил малоинвазивную технику, для которой достаточно сделать лишь три небольших прокола диаметром в три-пять миллиметров.
— Такого рода операции до сих пор практикуют немногие врачи в мире, — рассказывает Михаил Аксельров, заведующий отделением хирургии N 1 (плановым) детского стационара ОКБ N 2. — Но в нашей хирургической службе большой опыт выполнения лапароскопических и торакоскопических процедур новорожденным детям. Также мы имеем современное оборудование (эндоскопические камеры высокого разрешения и микроинструменты для видеоэндоскопии). Все это позволило нам выполнить операцию, которая прежде казалась невозможной.
Михаил Аксельров вместе с коллегами Татьяной Сергиенко и Сергеем Кострыгиным провели операцию в два этапа: сперва разъединили между собой пищевод (нижнюю часть) и трахею, затем скрепили концы (тех двух не соединенных сегментов пищевода) между собой и оставили в натянутом состоянии. Когда они «подросли» до нужного размера, хирурги «набело» соединили верхнюю и нижнюю части пищевода и полностью восстановили его проходимость, что через десять дней подтвердило рентгенологическое обследование. Больше малыша не нужно кормить через специальный зонд, помещенный в желудок, он может кушать сам!
— В настоящее время ребенок выписан домой в удовлетворительном состоянии, — говорит Михаил Аксельров. — Значит, можно ответственно заявлять, что метод Фокера позволяет сохранить пищевод без повреждения его ткани. Преимущества такого подхода очевидны: операция длится гораздо меньше по времени, сам маленький пациент тоже восстанавливается быстрее, чем в случае операции открытым способом, с косметологической точки зрения, которая станет важна, когда малыш превратится в подростка, малоинвазивное вмешательство тоже более выгодно, и, в конце концов, меньше послеоперационных осложнений — это тоже очень важно.
Первым опытом успешного применения торакоскопии по методике Фокера при атрезии пищевода с непреодолимым диастазом детские хирурги ОКБ N 2 поделились с коллегами, описав этот клинический случай в специальной литературе.
***
фото: Врачи детского хирургического отделения N 1 за работой.