Докопаться до таланта
Артисты театра-студии «Быть» провели набор новых актеров, устроив 5, 7 и 9 сентября дни открытых дверей. Правда, в этом году смотр претендентов прошел несколько иначе, чем всегда.
— Раньше я три дня давал мастер-классы, — говорит режиссер театра Артем Васильев. — Рассказывал об актерском мастерстве, знакомил людей с идеями Станиславского, Чехова. Все это перемежал с упражнениями: по сути, занимался развлекухой для зрителя.
На встречи приходило более полусотни человек. После многие желающие уходили: они не ожидали, что игра на сцене — это настолько серьезно. Артем считает, что впредь мастер-классы лучше проводить отдельно для актеров и зрителей, чтобы и те, и другие понимали, каким сложным может быть творчество.
Формат дней открытых дверей надо было менять, поэтому теперь встречи условно назвали «творческими испытаниями». В первый день студенты знакомятся с основами актерского мастерства и сценического искусства. Во второй день проходит смотр чтецов.
— Каждый должен выучить поэтическое произведение, мы предупредили об этом в социальных сетях. И, видимо, немного испугали этим ребят, потому что даже «старички» студии говорили: «О, я бы не рискнул», — отмечает Артем Васильев.
Так что пришло человек 20. Зато режиссер и его труппа теперь могут запомнить претендентов в лицо.
— Раньше людей было так много, что я постоянно переживал: вот-вот упущу талант, — покачивает головой Артем.
Спрашиваю: сколько человек примут в студию? Артем отвечает: всех, кто сможет влиться в коллектив, совпасть с ним по настроению. Поэтому во второй день с новичками беседуют, стараются узнать их лучше.
— Наш театр существует пять лет, у него есть постановки и репертуарный план. В этом году мы будем показывать в месяц примерно по три спектакля. Принципиально важно понять, что интересует человека, ведь театральная студия — это группа единомышленников. Людям должно быть комфортно вместе, а если один еле терпит другого, то творить невозможно, — говорит режиссер.
. А в зрительном зале уже собрались ребята. Встали подальше — волнуются. Режиссер зовет их на сцену. Новички садятся спиной к залу, в котором находится лишь пара человек — группа поддержки. Режиссер относится к претендентам очень трепетно.
— Стараемся действовать осторожно и аккуратно, чтобы ни в коем случае никто не подумал, что он не талантливый, — замечает Артем.
Чтобы раскрепостить ребят, он просит актера театра «Быть» Сережу прочитать стихотворение. Шутливо говорит, что хуже него читать не может никто.
Артист декламирует Eсенина — «Заметался пожар голубой». Вдруг художественный руководитель останавливает его и просит прочитать произведение так, словно герой недоволен всем миром.
— Задания нужны для того, — объясняет мне Артем, — чтобы посмотреть, насколько человек может перестроиться. В этот момент он должен раскрыться и показать свои способности.
Напряжение и волнение на сцене как ветром сдуло. Будущие артисты смелее выходят читать стихотворения, а режиссер ставит их в непривычные ситуации.
Айдар декламирует «Натюрморт» Бродского. Следующий этап — прочитать стихотворение так, как сделал бы это счастливый ребенок, которому все на свете интересно. Забавно! Айдар, весело смотря по сторонам, читает и вдруг с сомнением выкрикивает: «Мне опротивел свет». Все смеются, улыбается и сам чтец.
Выходят другие, часто режиссер напоминает: контактируйте со зрителем! По мнению Артема, главное требование к актеру — это умение свободно и открыто общаться с тем, кто сидит в зрительном зале.
— Когда появляется желание высказаться, актеры сразу становятся эмоциональнее. В природе нет не талантливых людей. Кому-то нужно время, чтобы раскрыться, кто-то не докопался до своего таланта. У меня были такие кадры: я одну фразу мог репетировать с человеком час! Господи! Одну фразу! — закрывает лицо руками режиссер. — Думал, никогда в жизни он ее не скажет. А потом этот человек стал лучшим в студии. И когда он ушел, я понял, что это весомая потеря.
***
фото: Артем Васильев рассказывает о том, как в этом году проходят дни открытых дверей;Идет смотр претендентов.