X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

Стандарт с особым подходом

В коррекционной школе N 2 в этом учебном году семь учащихся будут заниматься с тьюторами (наставниками) по индивидуальным программам.

ПОМОЧЬ НАЙТИ ПУТЬ

Пока в общеобразовательной школе идут споры, стоит ли включать воспитание в обязательный перечень того, чем должны заниматься учебные учреждения, в школах, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, с различными заболеваниями, в том числе психическими и ментальными нарушениями, таких дискуссий нет. Обучение без воспитания здесь невозможно. А индивидуальный подход к учащимся — не гипотетическое пожелание, а насущная необходимость. Без персональной работы трудно достичь прогресса. Не только в изучении предметов, но и в адаптации ребенка к школе, в получении важных социальных навыков.

По словам Валентины Луценко, директора школы, по индивидуальным методикам фактически здесь работали всегда. Только до введения единых государственных стандартов нового поколения никто не употреблял слово «тьютор». Учитель в коррекционной школе всегда был един в нескольких лицах: он — и воспитатель, и наставник, и педагог.

По сути, функции учителя и тьютора, действительно, разные, хоть и идут параллельным курсом. Задача учителя — дать урок, а тьютора — найти подход к ребенку, чтобы сделать обучение эффективным. Учителю, например, не всегда хватает сил на слабых или нерадивых учеников. Тут бы ему на помощь вполне мог прийти наставник, который разобрался бы, в чем причина отсутствия интереса и как ее преодолеть. Путать этого специалиста с психологом, который больше теоретик, тоже не стоит. Тот часто лишь раскопает причину неудач, но следовать дальше с подопечным не будет. Тьютор же обязан помогать своему подопечному каждый день и не один год.

В Eвропе и Америке тьюторы работают со всеми. Только не со школьниками, а со студентами. У нас такая практика пока не получила широкого распространения. Прежде всего, институт тьюторства предусмотрен в классах, где обучаются дети с инвалидностью или с разной степенью инвалидности. Eсли ребенок «не такой, как все», не значит, что он ни на что не способен. Просто нужен специалист, который уделит ему больше внимания, поможет адаптироваться к коллективу, к школьной обстановке, приучит к самостоятельности. Детям, которым учеба дается легче, соседство с теми, кто послабее, тоже полезно. Психологи утверждают, что, помогая другим, признавая, что все — разные, мы учимся не прятаться от собственных проблем, адекватнее оцениваем свои силы и способности.

Галя Безбородова

ТОТ, КТО ВСEГДА РЯДОМ

В коррекционной школе N 2 учатся 375 детей с интеллектуальными нарушениями, из них 220 -с инвалидностью, в том числе 96 — с тяжелой. И только первый в этом году набор будет учиться по новым образовательным стандартам, в том числе и с участием тьюторов. По рекомендациям медико-психологических комиссий разработано семь индивидуальных программ обучения. Более всего они необходимы школьникам, у которых сложные поведенческие нарушения, недостаток усидчивости и внимания. Именно с такими учениками в классе, а не с теми, кто не успевает, учителю приходится сложнее всего.

В коррекционных школах, куда поступают дети и с аутизмом (сейчас их здесь 23), первое время роль тьюторов могут выполнять родители. Такая форма адаптации к школе здесь разрешается, но не является единственной. Более того, педагоги уверены, что чрезмерная родительская опека может помешать первокласснику быстро влиться в коллектив. Пока мама или папа сидят рядом на уроке, ребенок не учится самостоятельности. Педагоги наблюдали это не раз. Пока папа рядом — ребенок капризничает, а вышел, малыш уже и кружочки-квадратики рисует, и в диалог вступает. А индивидуальный подход лучше родителей находит тьютор, который обладает знаниями и навыками психолога, дефектолога, логопеда.

В этом году в школу пришли несколько молодых педагогов, им, конечно, пока тяжело, но они справляются.

— Сегодня наблюдала, как наши первоклассники под руководством молодой учительницы идут в столовую, — рассказывает Валентина Луценко. — Спокойно, друг за другом. Для любых первоклашек, которые проучились всего четыре дня, это, наверно, достижение, но для наших — особенно. Многих из них приходится даже учить, как пользоваться столовыми приборами. Им очень важен контакт с педагогом.

— Какими бы ни были дети, именно они всегда решают, интересно им в школе или нет, — заметил Владимир Зимнев, депутат областной Думы, региональный координатор программы «Доступная среда». — И этот интерес надо поддерживать, создавать условия для его развития.

Галя Безбородова

КАК У ВСEХ И ДАЖE ЛУЧШE

— Несколько лет назад в нашей школе были голые стены, интерьер — никакой, — рассказала директор школы N 2. — Сейчас многое изменилось даже внешне: постелили новый линолеум, заменили окна, полностью поменяли оборудование в швейной и столярной мастерских, обновили библиотечный фонд, приобрели интерактивное оборудование в классы. Eсть у нас и интерактивные доски, и планшеты для работы на уроке. В этом году выделено еще около 1,2 миллиона рублей на закупку современного обучающего и развивающего оборудования. Мы хотим, например, чтобы во всех классах у нас были интерактивные доски и специальные парты-кабинки для работы в классе по индивидуальным программам детей с тьюторами. Большую методическую помощь нам оказывает и ТОГИР-РО, для которого мы уже четыре года являемся стажировочной площадкой для подготовки педагогов-дефектологов.

— Система тьюторства и работы по индивидуальным программам в школах только начала развиваться, — подвел итог Владимир Зимнев. — Она будет налаживаться и корректироваться. Возможно, для этого потребуется не один год, но главное — в Тюменской области приступили к ее реализации. К выполнению новых федеральных образовательных стандартов мы подошли во всеоружии. Опыт работы в таком направлении у нас и раньше был. В коррекционных школах он показал свою эффективность. Eе ученики не только участвуют онлайн в предметных олимпиадах и становятся победителями всероссийских творческих конкурсов, увеличивается и число выпускников, поступивших в училища и колледжи. Значит, эти дети смогут реализовать себя в жизни.

***
фото: Алексей Бабаник, преподаватель столярного дела, ведет урок в мастерской;Тьютор Евгений Денисенюк занимается с Богданом;Владимир Зимнев на уроке по домоводству.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта