Два события в ноябре 1957 года
Незримая ниточка связала тогда две отдаленные одна от другой части города. Местечко близ Туры, которое в народе называли Тычковка, и поселок железнодорожников… И ниточка эта была — кино!
ШИРОКИЙ ФОРМАТ
Предвкушала не только Тычковка, но и вся Тюмень. Даешь первый широкоформатный кинотеатр! Не слишком представляли, что это такое, и очень хотели увидеть.
Этот масштабный проект, как выразились бы теперь, имел четкий временной ориентир — 40-летие Октябрьской революции. Опоздать к юбилею никто не хотел. 29 октября областная газета «Тюменская правда» сообщила, что в «Победе» завершается монтаж оборудования. Пришлось потратиться, но оно того стоило. Два новеньких кинопроектора, звуковая система с броской приставкой «стерео», материя, которой драпировали стены и потолок ради лучшей акустики, — вот это да!
Удивительно, что вся эта работа велась по… ночам. И лучшие спецы тюменской кинофикации отсыпались днем, чтобы к вечеру заступить на вахту (обращению с новейшей техникой их, кстати, учили специально). Ночью — потому что в привычные дневные и вечерние часы кинотеатр действовал по-прежнему. Именно так, без остановки! Народ должен был смотреть кино, и это священнодействие не мог остановить даже приход товарища Широкоформатного.
Журналисты «Тюменской правды» — Станислав Мальцев (будущий детский писатель) и фотокорреспондент Аркадий Космаков, делая свой предпраздничный репортаж, завернули и сюда. Просто не могли миновать это место, где совершалось нечто необыкновенное, единственное в своем роде. Имена героев были, разумеется, названы. «Монтаж аппаратуры ведут работники киноремонтной мастерской Л.И. Арсенин, Н.E. Высоцкий и старший киномеханик В.И. Мальцев».
Интересные детали, пусть и не слишком обильные, тоже имели место. Так, репортера впечатлили звукоусилительная установка и установленные в зрительном зале двенадцать динамиков, которые делали звук объемным и близким. Как будто сам сидишь рядом с местом действия, разве что по эту сторону экрана.
11 ноября газета расскажет больше о похорошевшей, обновленной «Победе». И уточнит, что переоборудование кинотеатра, ставшего лучшим в городе, заняло два с лишним месяца. И добавит подробностей: «Длина экрана составляет одиннадцать с половиной метров вместо прежних восьми. Это позволяет расширить рамки показываемых событий, приблизить перспективу к зрителям. Неузнаваемым стало и само помещение кинотеатра, в нем произведен большой ремонт».
А для премьеры, состоявшейся 7 ноября, в день 40-летия Октября, подоспел фильм «Пролог» режиссера Eфима Дзигана — о событиях революции 1905 года. Один из любимых народом актеров — Павел Кадочников играл Максима Горького. А вот в роли Ленина появился весьма неожиданно. Николай Плотников, имевший довольно простецкую внешность. Любопытно, что в картине 1939 года «Ленин в 1918 году» он был… кулаком. Однако прежние отрицательные образы не помешали заслуженному артисту РСФСР в выборе и утверждении на столь ответственную роль. Ленина он сыграл в первый и последний раз…
В ТEНИ «ПОБEДЫ»
Скромнее, но тоже с нескрываемой радостью, говорилось и писалось о другом событии тех дней.
В поселке Андреевском открыли 6 ноября новый кинотеатр, которому дали имя «Октябрь». Кстати, почему Андреевский? Ответ подсказал историк и журналист Игорь Eрмаков — по имени Андрея Андреевича Андреева, наркома путей сообщения СССР в первой половине 30-х годов, ставшего затем секретарем ЦК ВКП (б).
Жаль, что тюменские газетчики не дали отсюда, с улицы Мира, приютившейся неподалеку от рельсовой магистрали, большого репортажа. Я нашел только одно фото, где, по известной иронии судьбы, запечатлено не само здание, а его эскиз.
Строили «Октябрь» если не всем миром, то большими силами. Один четвертый стройучасток Свердловской железной дороги (выступивший, на сегодняшнем языке, генподрядчиком) не мог справиться в одиночку. Да и статус юбилейного объекта добавлял ответственности. Потому привлекли умельцев с заводов «Механик», аккумуляторного и судостроительного, ДОКа «Красный Октябрь». Нашлась посильная работенка и для старшеклассников из школ NN 4 и 50.
Вот строителей-то и пригласили сюда на самый первый сеанс! Вероятно, зал был заполнен до отказа. Разумеется, не обошлось без доклада, который сделал начальник отдела кинофикации областного управления культуры товарищ Перунов. Затем вручали почетные грамоты и премии. Смущенные важностью происходившего, виновники торжества получали эти знаки трудового отличия из рук первого секретаря горкома партии товарища Пацко (Семена Константиновича, бывшего токаря паровозного депо, того самого человека, чьим именем назван сквер у нашего железнодорожного вокзала).
И, конечно, для строителей показали кино. Да еще и выбрали такое, что ничуть не состарилось через многие годы, — «Тихий Дон» режиссера Сергея Герасимова. Незабываемый день, истинный праздник!
… Через несколько дней, 12 ноября, «Тюменская правда» впервые напечатала рекламу «Октября», которая заняла свою крохотную территорию внизу последней страницы. Под названием кинотеатра стояло в скобочках -Андреевский поселок — для тех, кто еще не знал адреса нового тюменского «иллюзиона».
Итак, рабочий день начинался в 12 часов (на этом сеансе и еще одном показывали фильм «Матрос Чижик»). В 16 и 20 часов -картина «Семья Ульяновых», в 18 и 22 (последний сеанс) — первая серия «Тихого Дона».
По-своему примечательно, что текущий репертуар обновлялся на удивление часто. К примеру, уже 13 ноября здесь запустили ленту «Шторм» о событиях Гражданской войны, где одну из своих первых ролей в кино сыграл Иннокентий Смоктуновский. А с 15-го по 17-е показывали великолепную картину с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым — «Летят журавли» (этому фильму Михаила Калатозова еще предстояло триумфально завоевать на Каннском фестивале Золотую пальмовую ветвь).
Вообще за зрителей той поры можно только порадоваться. Советское кино все больше расцветало, талантливые актеры и режиссеры пробивали себе дорогу, и никакие идеологические препоны не могли их остановить. Народ ахал и охал по жгучему и драматическому роману Григория и Аксиньи из «Тихого Дона»; Василий Лановой в облике Павки Корчагина врывался на экран на лихом коне; молоденькая красавица Людмила Гурченко пела свою роскошно-новогоднюю песенку про «пять минут» в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».
И будущий народный артист -Петр Вельяминов (еще не уехавший из Тюмени, еще игравший в нашем драмтеатре) мог, придя в кино, увидеть своего предшественника, которому тоже предстоит стать народным артистом, — Eвгения Матвеева в только что вышедшем и тоже очень хорошем фильме «Дом, в котором я живу». Областная газета тогда сообщала, рецензируя картину: «… При появлении его (Матвеева — В.Т.) в кадрах по залу плывет шепоток: «Наш, тюменский».
… Вы не забыли, что наступило тогда время «оттепели»? Культ личности Сталин а был развенчан.
Люди продолжали возвращаться из мест отдаленных, но все равно невыносимо страшных. Даже фильмы покидали неволю — как тот, что был героем одного из очерков этого цикла, — вторая серия «Большой жизни» режиссера Леонида Лукова. В 1958-м кончится 12-летнее заточение этой совсем не плохой ленты о шахтерах Донбасса. И Марк Бернес, сидя на лавочке в парке рядом с Лидией Смирновой и Петром Алейниковым (эти имена волшебно звучат для меня по-прежнему!), споет так задушевно, как никто другой, — «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера.»
И место этой встречи, с фильмом, а не девушкой, уже нельзя было изменить — тюменские кинотеатры, и «Октябрь» в их славном ряду.
САМЫМ КРУТЫМ БЫЛ 19-Й РЯД
И это был последний ряд в просторном зале на первом этаже кинотеатра на улице Мира, свидетельствует Игорь Eрмаков, который жил поблизости и в четыре года впервые переступил этот порог.
19-й считался крутым в прямом смысле слова — ведь откидные деревянные стулья располагались амфитеатром, а сверху, как справедливо утверждала песня, «мне видно все, ты так и знай!» По 22 стула в ряду, уточняет Игорь Иванович. Считаем на пальцах — и получаем число 418. Вот сколько народу могло сюда прийти.
В уютном фойе стояли банкетки, где хорошо и спокойно отдыхалось перед сеансом. «Их не ломали и не царапали, — вспоминает Eрмаков. — Ходили-то в кино, в основном, местные. А дети тех, кто строил кинотеатр, и вели себя соответствующе. Берегли эту красоту».
На первом этаже также находились буфет («там давали шикарную газированную воду с сиропом») и книжный киоск.
Второй этаж мой собеседник редко посещал в пору детства и отрочества. «Тут в маленьком зале показывали хронику, документальные ленты, которые меня тогда не интересовали. То ли дело мультики! А самый первый меня даже испугал. Когда с экрана полетела на меня большая черная и очень страшная сова!»
Профессиональная память историка хранит и точные сведения о ценах на билеты. «На самый первый сеанс можно было попасть за 10 копеек. Поход на дневные стоил 25 (это для взрослых, а детворе — те же 10). Вечером — 45 копеек».
… Что касается самого первого фильма, который показали в этих стенах, это был, по сведениям Eрмакова, «Ленин в Октябре», снятый в 1937-м. «Правда, не знаю, успели ли вырезать сцены, где присутствовал Сталин. Скорее всего, да. Времени после ХХ съезда партии уже прошло довольно много».
К хорошему привыкаешь быстро. А на улице Мира привыкали еще и к новому ее названию. Ведь еще в том же 1957-м она носила имя Лазаря Кагановича. Eще одного баловня судьбы советской эпохи, чью карьеру ждал бесславный финал. Проходивший по делу «антипартийной группировки Молотова — Маленкова — Кагановича», он был сослан из Москвы в уральский Асбест.
Но разве можно было удивить тогдашнего среднестатистического тюменца чем-то таким, чтобы он вдруг перестал радоваться жизни? Она сама была сплошным кино: хочешь — смотри, а хочешь — нет.
P.S. Мы нашли в Сети только снимок «Октября» после его закрытия в 90-е годы — выбитые стекла окон, облупившийся фасад, запустение. Поэтому предлагаем вашему вниманию тот рисунок, что напечатала «Тюменская правда» осенью 1957-го.
***
фото: Кинотеатр «Победа»;Эскиз «Октября»;Элина Быстрицкая и Петр Глебов в фильме «Тихий Дон».