Кто осмыслит нашу индустриальность?
Линии электропередачи, бетонные заборы на фоне странных завихрений (то ли вангоговских, то ли оттодиксовских, то ли мунковских), плотный многоэтажный город, нависающий над маленьким деревянным, проект минималистичной комнаты современного горожанина…
Так выглядят работы конкурсантов выставки «Тюмень индустриальная».
В городе хватает промышленных объектов, индустриальных пейзажей, примеров новых технологий, и людей, которые трудятся в этой сфере. Все это требует художественного осмысления — ведь эпоха и ее детали лучше всего хранятся в произведениях искусства. Видимо, о том же подумали ребята из студенческого творческого объединения «21 век», задумывая выставку. Хотя повод ее организовать — довольно прозаичный.
— В 2016 году 60 лет исполнилось индустриальному университету и 430 — нашему любимому городу. В честь этих юбилеев студенты из творческого объединения «21 век» решили организовать выставку, — рассказывает куратор проекта Марина Малюгина.
Но пусть поводом стали даты. Главное, идея интересная. «При создании своего творческого продукта ты можешь показать, что для тебя индустрия и как ты это понимаешь. Пробуй! Ищи новое! Смотри вперед!» — пишут организаторы в приглашении принять участие в выставке.
И в городе, как видно, есть творческие люди, которых привлекает тюменская индустриальность. «Мне нравится искать интересные ракурсы и необычные места. Заводы и металл меня завораживают», — говорит фотограф Дарья Михнова.
Eще один участник «Тюмени индустриальной» -художник Константин Росляков, научный сотрудник музея ИЗО и преподаватель ТГИК. На него промышленная ипостась города повлияла еще в детстве -жилой район соседствовал с промзоной.
— Эта атмосфера научила меня быть внимательным к деталям. Тому, что все сложное состоит из простого. Нужно только время, трудолюбие, упорство, хорошее настроение и предельная сосредоточенность, чтобы изобразить то, что хочешь, — считает Росляков.
В детстве большое впечатление на Константина произвела радиостанция недалеко от дома.
— Маленьким мальчиком я бегал туда, представлял себе, что с помощью радиоволн со всей планеты транслируются человеческие мысли, знания, идеи, чувства и память. Тогда зародилась идея изобразить персонажей, окруженных невидимыми волнами.
Ростки детских впечатлений в сумме с впечатляющей техникой автора на рисунках Рослякова дают необычную картину индустриальной Тюмени. Глядя на них, я вспомнил работы немецких и австрийских художников-экзистенциалистов первой трети XX века -то же обнаженное, рвущееся наружу чувство на фоне бесстрастного (порой вовсе безразличного) города. Важно, что взгляд Рослякова — личный. Это не изображение, а именно осмысление. На мой взгляд, чем больше таких работ будет на выставке, тем больший смысл она будет иметь. Пока участников не так много, но организаторы надеются — будет больше.
— Готовых заявок сейчас чуть больше двух десятков, — говорит Марина Малюгина. — Люди творческие просят больше времени для подготовки своих работ. Мы со всеми конкурсантами общаемся, интересуемся, как идет работа, все ли хорошо. Думаю, мы готовы даже расширить рамки первого этапа конкурса, чтобы все успели.
— В чем особенность именно тюменской индустриальности? И что вы хотите увидеть в работах конкурсантов, что показать с помощью выставки? — спрашиваю я.
— Под индустрией можно понимать не только промышленность. Существуют индустрия дизайна, индустрия красоты и так далее. Это широкое понятие, оно включает в себя разные сферы производства. Все это не может не вдохновлять художников, дизайнеров, фотографов. Выставкой мы хотим показать, что Тюмень развивается в разных направлениях. Хотим рассказать о городе, в котором комфортно жить.
Работы принимаются до 15 сентября, а 22 числа состоится открытие выставки.
***
фото: Анна Гарбузова — «Старая и новая Тюмень»;Константин Росляков — «Громоотводы».