С палубы крейсера— в воздух
70 лет назад английский истребитель «Спитфайр» впервые стартовал с катапульты крейсера «Молотов» в Черном море.
К этому оригинальному эксперименту и созданию первой в СССР эскадрильи корабельной авиации имел прямое отношение уроженец Тюмени Владимир Михайлович Янковский — кавалер ордена Нахимова 2-й степени.
О жизненном и боевом пути полковника морской авиации, я рассказывал читателям «Тюменского курьера» 5 апреля с.г. в материале «Флотоводческий орден тюменца».
Сейчас удалось приоткрыть еще одну страницу жизни этого незаурядного человека.
Летом 1944 года, когда боевые действия на Черном море практически завершились, настало время морских авиационных экспериментов.
Командир 7-го Севастопольского Краснознаменного истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота майор Владимир Янковский получил приказ генерала В.В. Eрмаченкова, командующего военно-воздушными силами флота — «передать 4 истребителя типа «Спитфайр-VB» и четырех пилотов в 24-ю эскадрилью корабельной авиации для выполнения специальных задач».
Что это за эскадрилья и для каких-таких «специальных задач» необходимо отдать звено новеньких английских истребителей, полученных по ленд-лизу, бравый комполка не ведал, но приказ выполнил неукоснительно.
Янковский лично сопроводил на трофейной быстроходной десантной барже типа «Зибель» с аэродрома поселка Бурлюк под Новороссийском в Геленджик, а оттуда в грузинский городок Миха Цхакая самолеты и летчиков — старших лейтенантов А.А. Пилюка, И.И. Шевченко и младшего лейтенанта Г.М. Воробьева вместе с прибывшим инспектором ВВС флота капитаном В.Ф. Соколовым.
На месте прибытия выяснилось, что истребители 7-го ИАП предназначались для экспериментального взлета с катапульты, установленной на палубе крейсера «Молотов», базировавшегося в Поти. 24-я эскадрилья корабельной авиации была сформирована в августе 1944 года по личному приказу командующего ВВС ВМФ СССР Семена Федоровича Жаворонкова. Она состояла из звена бомбардировщиков А-20g «Бостон», звена истребителей «Спитфайр», двух самолетов ПО-2 и 1-го «УТИ-4». Всего — 11 крылатых машин. Летный и технический состав набран из ВВС Черноморского флота.
Командир экспериментальной эскадрильи майор Михаил Яковлевич Виноградов (1905 — 1970) пояснил Янковскому, что истребителям предстоит отработать только старт с корабельной палубы с последующей посадкой на аэродром Геленджика. Возвращение самолетов после запуска с катапульты ЗК-1А на крейсер не предусматривалось.
Осуществление этого замысла на практике затянулось на долгих два года. Лишь в октябре 1946-го из района Феодосии крейсерская катапульта трижды отправила в небо облегченный до предела английский истребитель с красными звездами на фюзеляже.
Все три катапультных старта завершились без происшествий.
Капитан Соколов и старшие лейтенанты Пилюк и Шевченко получили в награду наручные часы «Лонжин», а Виноградов и Янковский — благодарности командующего ВВС Черноморского флота.
Крейсер «Молотов» приобрел известность на всех флотах и флотилиях как советский «самолетоноситель». Крейсер-испытатель (с 1957 года он стал называться «Слава») нес боевую службу до 1972 года. Затем ему на смену пришло новое поколение авианесущих кораблей. Сейчас уже не эскадрилья, а полк корабельной авиации базируется на единственном тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», входящем в состав Северного флота Российской Федерации.