Ждем водителей «новой сборки»
В автошколах и в ГИБДД сейчас экзаменационный ажиотаж. Кандидаты в водители пытаются заскочить в последний вагон: с 1 сентября изменится порядок приема теоретического и практического экзаменов на право управления транспортным средством.
— Граждане считают, что все усложнится, а мы считаем, что если курсант автошколы добросовестно выучил правила дорожного движения и в полном объеме освоил практику вождения, то изменения в законодательстве не скажутся отрицательно на результатах экзаменов, — говорит Александр Архипов, временно исполняющий обязанности заместителя начальника УГИБДД по Тюменской области.
Теория
Что касается теоретических заданий, то они не изменились: это по-прежнему четыре разных тематических блока. Курсанту надо ответить на 20 вопросов. Однако если раньше экзамен считался успешно сданным, даже если кандидат в водители допустил две ошибки, то теперь за каждую ошибку ему в нагрузку дадут еще по пять вопросов — из того же блока, на котором он срезался. Предполагается, что благодаря этому можно будет вывести на чистую воду тех, кто учил билеты тяп-ляп.
Судя по всему, ужесточение законодательства в отношении кандидатов в водители — это логическое продолжение стратегии закручивания гаек, которая берет начало еще в 2014 году. Тогда были изменены программы обучения в автошколах, а требования к учебным предприятиям и инструкторам стали гораздо жестче. После проверок ГИБДД отсеялись школы-«однодневки», которые не имели ни соответствующей материально-технической базы, ни постоянного оборудованного автодрома.
В то же время, говорит Александр Архипов, повысились требования и к инспекторам-экзаменаторам — теперь они, чтобы выставлять оценку выпускникам автошкол, в обязательном порядке должны иметь высшее образование и определенный стаж работы. Кроме прочего, законодатели постарались исключить из взаимоотношений инспекторов и курсантов коррупционный интерес. С прошлого года теоретический экзамен в тюменской ГИБДД сдают исключительно за компьютерами в специальной программе, которая автоматически передает результаты тестирования в общероссийскую электронную базу.
Практика
Количество заданий практического экзамена увеличилось: раньше курсантам надо было выполнить три упражнения из пяти (это запомнившиеся на всю жизнь водителям, честно отучившимся в автошколе, «змейка», «параллельная парковка», «горка», «разворот во дворике», «въезд в гараж задним ходом»). Теперь предстоит осилить под строгим взглядом автоинспектора пять элементов из шести, среди которых есть новое упражнение «поворот на 90 градусов».
Несколько видоизменились и прежние элементы. Например, «змейка», которая теперь представляет собой что-то вроде извилистого коридора, с обеих сторон обозначенного конусами. Новый административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзамена на право управления транспортным средством предусматривает и еще одно доселе невиданное упражнение — проезд регулируемого перекрестка. Правда, по словам Александра Архипова, выполнить его можно только на автоматизированных автодромах, которых в Тюмени пока нет. Хотя бы по этому поводу представители автошкол могут облегченно выдохнуть.
Из-за нововведений они переживают, пожалуй, не меньше, чем их курсанты. В первую очередь потому, что новый регламент пока еще не прошел обкатку. И как он будет работать в реальности, представляется смутно.
Теория на практике
В автошколе «Галатея» последний практический экзамен по старым правилам выпадает на сегодня, а с завтрашнего дня уже надо обновлять разметку на автодроме — приводить ее в соответствие с требованиями вступившего в силу регламента. Как бы ни волнительно было осваивать что-то неизведанное, но делать это придется.
— А вообще, ничего невозможного нет, — считает заместитель директора автошколы «Галатея» Наталья Смирнова. — За те годы, что я работаю в сфере подготовки водителей, произошла масса изменений. И ко всем к ним постепенно привыкли. Главный совет кандидатам в водители на все времена: если решили овладеть этой сложной наукой, то в первую очередь необходимо ответственно подойти к выбору автошколы и, конечно, быть готовыми действительно учиться, находить на это время, силы, настроение, только в этом случае можно рассчитывать на желаемый результат.
Впрочем, несмотря на оптимистичный настрой, представителей автошколы несколько расстраивает тот момент, что в программе практического обучения, вероятно, надо будет сместить акцент с города (где всегда хочется поездить подольше, чтобы адаптировать будущего водителя к реальной дорожной ситуации) на автодром. Потому что время выполнения упражнений фигурного вождения сократили до двух минут.
— Это значит, что курсантов придется буквально натаскивать на скоростное выполнение элементов, — говорит преподаватель Олег Бычков. — И дело даже не в технике — многие курсанты могут сделать упражнение и менее чем за две минуты. Дело в том, что когда человека загоняют в жесткие временные рамки, то он начинает нервничать и может допустить ошибку. Что ж, будем настраивать на то, что бояться нечего.
Может быть, опасения, которые терзают сейчас педагогов, и не оправдаются. В любом случае, курсантов, которые уйдут с экзаменами в сентябрь, уже морально подготовили к тому, что им первым придется на практике испытать теорию.
***
фото: Преподаватель Олег Бычков всегда готовит своих учеников с запасом — знать надо все правила дорожного движения, тогда неважно, какой билет выпадет на экзамене;В учебном классе «Галатеи».