Пришла пора отклеивать скотч
Общественный совет при областном департаменте культуры на этой неделе обсудил перспективы развития музейного дела в регионе. В частности, проекты музеев Тюмени, Ишима и Ялуторовска, которые разработали новые подходы к своей работе.
В Тюмени планируется создание музея истории города («Курьер» писал об этом в N 156). Кроме этого, необходимо укомплектовать существующие музейные помещения современным оборудованием. В Ишиме собираются по полной программе использовать бренд Петра Eршова и его «Конька-Горбунка», подав его по-новому. В Ялуторовске новую жизнь получит история жен декабристов; полнее хотят представить и личность Саввы Мамонтова.
В промороликах, презентующих новые концепции Ишима и Ялуторовска, скучным голосом читают канцелярский текст. Идеи хорошие: расширить музейное пространство за счет новых экспозиций (для них уже подобраны помещения), консолидировать имеющиеся исторические материалы, модернизировать техническую составляющую. Но, судя по этим же роликам, музеи в этих городах как были просто собранием ценных предметов, так и остались. Сенсорных панелей добавится — но этим тюменский глаз не удивишь, а принципиально новых подходов к организации музея — чтобы он был интересным и современным — я в презентациях не разглядел.
Главная задача музея — сохранить, изучить и передать исторические материалы, заметила на заседании член общественного совета, председатель межрегионального отделения российского профсоюза работников культуры Наталья Войнова. При этом он должен быть красивым и интересным местом, где хочется получить новую информацию. Войнова отметила: сейчас к музею относятся как к чему-то скучному. Eе я и решил спросить, почему «новые» подходы оказались новыми в кавычках.
— Мы посмотрели презентации — и новых подходов я не заметил.
— Новые они именно для музеев Ишима и Ялуторовска: настолько в них все примитивно, насколько техническое оснащение скудное. В своих концепциях специалисты музейного дела показали, как все должно и будет выглядеть, как они видят свои музеи в ближайшем будущем. Новизны в этом нет для вас. А для них — это небо и земля.
Сейчас просто улучшается качество этих музеев. Меня в одной из поездок по муниципалитетам водили по экспозициям — «смотрите, как у нас все хорошо!» Я иду — и диву даюсь: таблички скотчем приклеены. А сами сотрудники в восторге: «Нам нравится!» Хорошо, вам нравится. Но мы хотим туризм развивать, люди будут приезжать — и увидят они ваш скотч. Или книжки про Конька-Горбунка, которые просто веером выложены.
Подать, показать экспонаты можно по-разному. При этом коллективы в музеях хорошие, в муниципалитетах работают настоящие энтузиасты. Но сами они, кроме скотча, ничего предложить не могут. А за скотч люди деньги платить не будут.
— А когда эти музеи изменятся принципиально?
— Понимаете, еще и возраст работников музейной сферы накладывает свой отпечаток. Молодые приходят, но их мало. Сотрудники в наших музеях, в основном, работают, пока их ноги носят и говорят: «Мы вот так делали». Когда-то музей был своеобразным учебником истории, им было проще. А сейчас так много иллюстративного материала, включил планшет — и все увидел. Дети лучше нас в этом разбираются. Получается, музей должен идти на опережение, а он отстает. У нас этикетки все еще гвоздями приколочены и тушью от руки написаны.
Конечно, у нас не Eвропа. Там музейное дело хорошо развивается — в Скандинавии, Нидерландах. Норвегия давала статистику — в год у них открывается несколько музеев совершенно новых.
— Так, может, скопировать чужое хорошее, пока сами чего-то не придумаем?
— Да нам хотя бы витрину хорошую купить! Работники-энтузиасты — это здорово. Но оборудование, но подача материала! Материальная база скудная. Поэтому то, что вы сегодня увидели, это действительно новое. Для музеев области — это просто космос.
… Получается так: сейчас самое новое для нас — то, что считалось ноу-хау в Eвропе десятилетия назад. И отстаем мы не только от Eвропы, но и от Москвы с Санкт-Петербургом. Но это не значит, что изменения не позитивны.
***
фото: Виртуальный музейный зал для Тюмени — день сегодняшний, а для музеев Ишима и Ялуторовска — завтрашний.