Правильно ответить на вызовы дня
Два дня педагоги области обсуждали новые направления в развитии дополнительного образования.
Возраст — подсказка, а не помеха
Первое, на что им предложили обратить внимание — пересмотреть возрастную разбивку воспитанников. Раньше в отчетах писали, что целевая аудитория дополнительного образования — от пяти до 18 лет. Разрыв более чем в десять лет никого не смущал. Дополнительное образование считалось чем-то второстепенным и шло не рука об руку с общим и средним специальным, а где-то поодаль от них.
— Главная задача дополнительного образования — подготовить детей к выбору жизненного и профессионального пути, — подчеркнула Ольга Кузнечевских, заместитель губернатора области, директор департамента социального развития. — Подходы к работе с младшей и средней возрастной группой (от 5 до 15 лет) и старшими подростками (16-18 лет) должны быть разными.
Речь идет не только о возрастной психологии, но и о том, что требуются новые идеи, формы и методики, чтобы удивлять, увлекать подрастающее поколение, соответствовать его ожиданиям и развивать возможности.
Не прятаться в норке
Ольга Кузнечевских констатировала: учреждения допобразования ушли от взаимодействия с общественными клубами и движениями и варятся в собственном соку. Принимают как данность, что родители сами приводят в клубы и центры детей, и двигаются по накатанной — занимаются тем, чем занимались много лет. Но у такой стабильности есть и плюсы, и минусы. В кружки и секции все сложнее набирать пополнение. Дети теряют интерес, им хочется чего-нибудь нового. Да и сами педагоги от монотонности начинают действовать по инерции, работают «с потухшими глазами».
Оксана Савинова, из областного департамента по спорту и молодежной политике, предложила провести всеобщую переоценку услуг (в методическом выражении), сделать сверку востребованности программ, наполнить их новыми мотивирующими факторами.
— Перед нами поставлена задача: к 2018 году не менее 10 процентов бюджетных средств передать в некоммерческий сектор, — напомнила Ольга Кузнечевских. — Это значит, что деньги будут направлены туда, где услуги дополнительного образования востребованы. Надо уже сейчас проанализировать и предложить перспективные варианты для ребенка. Чтобы он мог выбрать свое дело, свою профессию и в будущем обеспечить не только себя, но и свою семью.
Не только для чемпионов
Узконаправленность работы центров дополнительного образования может стать тормозом в дальнейшем развитии. Например, спортивные школы по-прежнему ориентированы на подготовку спортсменов высших достижений. Но таких спортсменов — единицы. На данный момент в Тюменской области их пятеро — в биатлоне, одна — в плавании (и то не наша воспитанница), трое-четверо — в дзюдо, столько же — в борьбе.
— Не все дети могут стать чемпионами, стремиться только к таким показателям — не наша задача, — считает Ольга Кузнечевских. — Наша цель — здоровый образ жизни, воспитание культуры поведения, социализация ребенка. А о какой культуре может идти речь, если в спортивных школах не только дети, но и тренеры не всегда с входящими в зал здороваются.
— Выполнение контрольных показателей не должно быть самоцелью и апогеем воспитательного процесса, — продолжил тему Сергей Вотинов, начальник управления по физкультуре и спорту областного департамента по спорту и молодежной политике. — Иначе все будет так, как сказал один тюменский тренер: «Не получится воспитать олимпийского чемпиона — просто другого ребенка возьму».
Выход из такой ситуации Вотинов видит в том, чтобы в спортивных секциях думать не только о результатах, но и о завтрашних достижениях воспитанников, не обязательно связанных со спортом. Ребенок должен получить и специальные навыки, и навыки социализации, культуры взаимоотношений, работы в команде — то, что ему пригодится в жизни. Тогда занятия физкультурой станут интересны не только тем, кто мечтает быть олимпийским чемпионом. А тренерам и руководителям не придется ломать голову над тем, как провести новый набор и чем привлечь детей.
О движении вперед
Избежать современной тенденции не удастся даже в тихом мире дополнительного образования. Более того, по словам Оксаны Савиновой, к созданию конкурентной среды стремиться надо. Именно эта агрессивная среда позволяет понять, верное ли выбрано направление, насколько оно востребовано и чего в работе не хватает. Строить и перестраивать свою профессиональную жизнь в условиях конкуренции надо учить и детей. Для этого, в частности, необходимо обучать их навыкам предпринимательской деятельности — в мире остается все меньше профессий, где они были бы не нужны.
По мнению Сергея Вотинова, педагогам надо научиться адекватно относиться и к жалобам.
— Претензии — не камень в ваш огород и не повод для отписки, — считает он. — Они формулируют задачу для совершенствования.
Педагоги дополнительного образования должны обратить внимание и на атлас новых профессий, которые в ближайшее десятилетие станут актуальными (например, игропедагог, тьютор, эко-вожатый), на те знания и умения, которые необходимо формировать в детях: системное мышление, мультиязычность, коммуникабельность, командный дух.
— Самый главный вопрос, который каждый из нас должен задать себе, — подвел итог Вотинов, — кто мы — статисты? Или — люди, которые хотят изменить мир?
***
фото: Ольга Кузнечевских.