Спасти «Тюмень». Миссия выполнима?
Будущее женской мини-футбольной «Тюмени» под большим вопросом. У команды нет средств к существованию. Она ищет спонсора и обращается ко всем неравнодушным с просьбой помочь.
Об этом и о многом другом наш корреспондент беседует с капитаном «Тюмени» и игроком национальной сборной России Александрой Самородовой.
«Тюмень — мой дом»
— Александра, ты организовала кампанию по спасению команды. А ведь в такой ситуации кто-то просто уходит в другой клуб, где есть деньги.
— Может быть, начну издалека?.. В Тюмени я впервые в жизни ощутила себя дома. Папа у меня военный, и все детство — это переезды с места на место. В садик ходила в одном городе, школьницей стала в другом, студенткой — в третьем. В принципе, я научилась играть в мини-футбол именно здесь. Уже пятый год живу в Сибири, и не хочется куда-то уезжать. Вижу, что в Тюмени действительно есть работа на перспективу. Планирую еще немножко поиграть, а потом…
— Хочешь обосноваться здесь надолго и стать тренером «Тюмени»?
— Почему нет? Под лежачий камень вода не течет! Поэтому мы с подругой Ириной Правдиной начали кампанию по спасению команды. Или, лучше сказать, решили попробовать. Спасибо Александру Валентиновичу Попову (президенту МФК «Тюмень» — К.Л.), он для нас сделал все, что мог. В нашем распоряжении — тренажерный и футбольный залы, есть где тренироваться, от чего оттолкнуться. Eсли бы не было никакой помощи со стороны руководителя клуба, то, думаю, не было бы смысла оставаться. А так за команду еще можно бороться!
— Вы поиграли пару сезонов в высшем эшелоне, затем команды в элите не было, потом снова появилась, а теперь идет борьба за выживание. Что это за «ромашка» такая?
— Видимо, женский мини-футбол не так привлекает спонсоров и болельщиков, как соревнования среди мужчин. Например, в Италии он развит лучше. Меня даже посещала мысль: поиграть там, или же в Испании. Было бы мне лет двадцать — поехала бы, не задумываясь. Сейчас уже поздновато. А если перейду в другой российский клуб. Ну, поиграю там год, может быть, что-то заработаю. А дальше что? Опять куда-то срываться, что-то искать?.. В Тюмени мы все друг к другу привыкли, у нас сложились хорошие отношения внутри коллектива.
Два года не знали проблем, когда у нас и бразильянки были, и финансирование хорошее. Потом случился кризис, или не знаю, что произошло в этой «ромашке». Мы не распались, мы также играли в первой лиге, выиграли финал. Александр Валентинович сказал, что если победим в турнире, то снова будем выступать в «вышке».
Но без зарплат, с молодыми и неопытными девчонками в составе, тягаться с профессиональными командами было тяжело. Из опытных игроков были только я, Ира Правдина и Катя Круглова. Результат говорит сам за себя — пятое место из пяти.
В этом году высшую лигу планируют разделить на «Запад» и «Восток». Зону «Восток» мы должны стопроцентно выигрывать и выходить в финальную часть турнира и бороться за призы.
— Расскажи, как дела с кампанией по сбору средств для команды.
— Очень много людей нас поддерживают, помогают, чем могут, в том числе и рекламой. Предлагают в торговых центрах ставить наши баннеры с коробочками, как в СК «Центральный». На мой личный счет поступают деньги — приходили суммы от ста рублей до десяти тысяч. На данный момент на карте — 28 тысяч рублей. Эти деньги пойдут на кеды девчонкам. Затрат много: различные взносы, оплата судейства. Нужны медицинские страховки и так далее. Судьба собранных денег будет известна тем, кто их дал. Хочется, чтобы у девочек были хорошие условия. Придется подключить пару игроков более высокого уровня, чтобы бороться за призовые места. Хочется девчонок премировать, поздравлять их с днем рождения, поощрять, как-то стимулировать.
Очень жаль, что мы пока не можем найти спонсора. Ведь не станешь каждый год собирать бюджет вот таким экстремальным способом. А вообще нам нужна совсем не заоблачная сумма на сезон. Два миллиона рублей, и этого хватит.
В Мексику больше ни ногой
— От клубных дел перейдем к сборной России. В ее составе ты заняла второе место на чемпионате мира. Как вспоминаешь об этом?
— Это непередаваемые ощущения! Считаю, что мы шикарно провели чемпионат мира: победа над Испанией и разгромная виктория в матче против Португалии. На решающую битву нас уже не хватило. Мы впервые в жизни вышли в финал мундиаля. Да, проиграли 0:3 Бразилии, но эта команда сейчас на голову сильнее остальных. У нас пока нет такой школы, как у тех же бразильянок или испанок, мы можем упираться за счет характера. В Гватемале взяли серебро, но до золота еще идти и идти. Это серебро — пока самая дорогая медаль в моей жизни.
— Расскажи, что интересного можно увидеть в такой экзотической стране, как Гватемала, где проходил турнир?
— Ничего особенного, бедная латиноамериканская страна. Находясь там, а также в Коста-Рике или Бразилии, я каждый раз мысленно говорю: «Спасибо, что родилась в России». В Гватемале нет золотой середины: либо ты бедный, либо богатый. Eдинственное воспоминание, которое останется на всю жизнь, — мы упали с четвертого этажа в лифте перед игрой с Португалией (смеется). Там было два лифта, один из них постоянно ломался. У нас же режим, завтрак в 10 часов. Ждем лифт, уже опаздываем. Eго вместимость — восемь человек, нас туда вошло 14, включая администратора и переводчика. Ну, и рухнули вниз! Переполошили всю гостиницу. Eсли бы упали с десятого или одиннадцатого этажа, то не знаю, что было бы. Потом колени тряслись, конечно. Но у Португалии мы выиграли после такой встряски!
Что еще запомнилось, так это возвращение из Гватемалы. Летели домой через Мексику. Там нас засунули в транзитную зону, это почти как холодная бетонная тюрьма. Комната без мебели, два матраца на полу, кулер с картонным стаканчиком, туалет, и ничего больше. Тогда мы поняли, какая ты букашка в чужой стране. Я очень хотела отдохнуть в Мексике, но теперь туда ни ногой, честное слово (смеется).
Eсли любишь футбол, то мотивация не нужна
— После этих злоключений ты выиграла серебряные медали уже студенческого чемпионата мира? Трудно было найти мотивацию для этого?
— Никакой мотивации. Eсли футбол любишь, то будешь играть в любом турнире. Меня сейчас в какой-нибудь дворовый чемпионат пригласи, сыграю с удовольствием.
— Когда за «Тюмень» играли бразильянки, как вы с ними общались? По-английски они не говорят, русский выучить для них — тоже проблема..
— Конечно же, у нас был переводчик, а еще Марине Крупской, нашему игроку, нравился португальский, она его выучила. Когда мы собирались большой компанией, Марина все хорошо переводила. Иногда по-английски могли несколькими фразами переброситься, а язык жестов никто не отменял. Бразильянкам, действительно, тяжело русский выучить.
— Ты часто проводишь международные матчи в составе сборной России. С кем-то из иностранных спортсменок успела подружиться? Поддерживаешь какие-то контакты?
— Такого нет. С бразильянками общаемся, но не только я, а многие игроки нашей сборной. Испанки, португалки — более закрытые, часто свысока относятся к нам. С бразильянками проще всего.
— У тебя много друзей?
— Нет, их мало. Уже много раз обжигалась, да и друзей, действительно, много быть не может.
— Почему выбрала мини-футбол?
— Не знаю. В детстве я занималась всем: лыжами, теннисом, гимнастикой, волейболом, баскетболом. Всегда хвостиком бегала за братом — куда он, туда и я. Он свое детство проводил во дворах, и я с ним. Потом брат стал учиться, а я продолжала бегать во дворе. Тянуло меня к футболу. Приходила из школы, мама спрашивала: «Саша, уроки сделала?» Я отвечала: «Нам ничего не задали», и сразу — во двор. Потом напросилась тренироваться с мальчишками в спортивной школе, женского футбола тогда не было.
Начинала играть на большом поле. Меня взяли на сборы в Ростов, в местную команду, там была бешеная конкуренция. Из 24-х человек брали 18. Я оказалась в числе избранных, с зарплатой. Для меня было мотивацией пройти эти сборы, я это сделала и успокоилась. Потом уехала домой. Поняла, что большой футбол не для меня.
— Расскажи о своих увлечениях, кроме мини-футбола?
— Это. мини-футбол (смеется). Люблю гулять, кататься на роликах, путешествовать. Выезжать на выходные куда-нибудь на речку, на озеро, с палатками. Нравится проводить время с родителями. Иногда люблю дома поваляться, посмотреть какой-нибудь фильм или сериал, что-нибудь приготовить.
— Любишь готовить?
— И люблю, и умею. Получается всегда вкусно. Нравится делать разные салаты. Хотя могу и готовый продукт купить, например, люля-кебаб, а потом экспериментировать. Готовить его со сметаной или с какими-нибудь другими соусами.
— Какое твое самое коронное блюдо?
— Сырники.
— А что больше всего нравится из еды?
— Много чего. Не люблю жареное, жирное. Eм то, что полегче: салаты, например. Спокойно отношусь к мясу и шоколаду. Люблю мармелад, зефир, мороженое. Когда вижу торт, особого пиетета к нему не испытаю. Мне можно на выбор положить сосиски или торт — выберу сосиски. Их очень люблю, хоть они и вредные…
— Кем мечтала стать в детстве? Наверняка же не футболисткой?
— Почему? Футболисткой! Была у меня в детстве видеоприставка денди, играла, в основном, в футбол. Вела дневник, написала там, что хочу профессионально заниматься футболом. Чтобы мне еще и платили деньги за то, что я люблю делать. Все осуществилось. С сборную мечтала попасть — попала!
— Кем бы ты стала, если бы не мини-футбол?
— Я окончила школу с серебряной медалью. Пришла в университет землеустройства, сдала один экзамен. И поняла, что мне там скучно, что не хочу оставаться среди этих тубусов и чертежей. Я все-таки спортсменка. Хочу остаться в спорте на всю жизнь!
* * *
Для всех, кто хочет материально помочь в деле сохранения женской мини-футбольной команды «Тюмень».
Номер карты Сбербанка: 4276673765674505
Получатель: капитан ЖМФК «Тюмень» Александра Самородова.
***
фото: Александра Самородова.