X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Литературная сокровищница

Родившийся в Тюмени, выросший в Латвии студент Тюменского государственного университета Ян Шляков любит читать.

Знакомый и с русской литературой, и с латышской (согласитесь, не каждый может похвастаться такими познаниями), отдает предпочтение русским авторам. Что ж, он может сравнивать.

Двенадцать лет Ян прожил в европейской стране, сейчас второй год изучает лингвистику, а знакомство с литературой начал, как большинство из нас, со сказок Александра Пушкина.

— Я их терпеть не мог, — признается Ян. — Невзлюбил еще в дошкольное время. Они кажутся мне скучными. И рыбака из сказки жалко было.

О вкусах, как говорится, не спорят. Раз скучен показался Александр Сергеевич, может, интереснее латышские сказки? Оказалось, что для Яна они еще скучнее. В школе в Латвии детям предлагают читать Анну Саксе и ее сказки о цветах.

— Целая книга о разных цветах! Ничего интересного из нее не помню. Куда лучше читались стишки, — вспоминает Ян.

В общем, первое, что запомнилось и полюбилось в литературе Яну, — «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского, потому что наш герой любит юмористические произведения. И еще — народный латышский эпос «Лачплесис» — символ Латвии. Автор главного произведения страны Андрей Пумпур создал национального героя — мужчину баснословной силы с ушами медведя, олицетворение героизма народа, бесстрашного защитника Латвии. По словам Яна, это куда более серьезное произведение, чем сказки Саксе, и эпос ему нравится.

— Латышская литература намного скуднее русской. Поэтому и Лачплесиса возвели в культ, — рассуждает он. — Вообще, литература начала развиваться в Латвии довольно поздно, в XIX-XX веках, когда появилось общество «младолатыши», которое и ратовало за независимость. Они также занимались сбором старых сказок и дайн.

Дайна — это фольклорное достояние латышской и литовской культуры, деревенские народные песни. Резюмируя, можно сказать, что русская литература начиная с XIX века описывает различные слои общества, а латышская неизменно посвящена «деревенщине», поскольку светского общества на тот момент не было. Только в XX веке тематика расширяется.

Постепенно переходим к вопросу о задачах литературы русской и латвийской. Рознятся они или нет? Ян считает, что задача литературы в том, чтобы дать ответ проблемам общества, на которые принято закрывать глаза. За это больше всего он любит Федора Достоевского. Подобного писателя в Латвии никогда не было. Но были Райнис и Александр Чак. Второй — поэт-урбанист, описывал жизнь улиц. Ян считает, что он нисколько не проигрывает русским поэтам.

— Литература, по-моему, — главное сокровище современной России на данный момент. Да, раньше еще снимали прекрасные фильмы, но сейчас в Латвии из русских режиссеров назовут одного Андрея Тарковского и, быть может, режиссеров фильмов, которые крутят под Новый год. А вот русскую литературу читают все. Везде. Латвия вообще очень близка к России. Так что все читают Чехова, Достоевского, любят Маяковского.

В Латвии, уверен Ян, начитанность считается достоинством. Поэтому даже те латыши, кто Россию не любит, с интересом перечитывают классику. Какими бы ни были отношения между государствами, в Латвии русская литература популярнее, чем латышская.

— В книжных ей уделено больше места, спрос на нее тоже выше. Eю интересуется молодежь. Просто потому, что она богаче латышской, — признается Ян.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта