По проторенной дорожке
В сквере Молодежном у торгового центра «Фаворит» есть круглый газончик с хронической залысиной: каждое лето на нем вытаптывают тропинку, хотя если сделать шаг в сторону, можно цивилизованно обойти этот зеленый островок по тротуару.
Без лишней скромности скажу: я так и поступаю. Сначала, потому что так надо. Сейчас — из принципа. И многозначительно поглядываю на тех, кто идет со мной по аллее ноздря в ноздрю, но на этапе газона вырывается на целых пять (!) секунд вперед, не тратя времени на дополнительные шаги в сторону. Впрочем, эти люди на меня тоже посматривают не менее многозначительно — в их взглядах явственно читается: «Тоже мне правильная!»
Коллективное бессознательное в таких случаях — великий двигатель регресса. Дурной пример заразителен, как инфекционное заболевание. Иначе чем объяснить явление, когда несколько незнакомых людей, случайно встретившихся перед светофором, как зомби тащатся друг за другом через дорогу на красный, потому что один пошел, потом второй…
Вспышка этого заболевания зафиксирована мной на перекрестке улиц Первомайской и Смоленской у ТРИЦа. Через Смоленскую на красный здесь ходят с виду социально благонадежные люди: дети, взрослые, старики. Последние так вообще этакие божьи одуванчики в панамках, от которых ничего предосудительного не ожидаешь. Но перед переходом у большинства из них словно случается сбой в системе: воровато озираясь, взглядом призывая в сообщники рядом оказавшихся, они перебежками двигаются к противоположной стороне улицы. Орудуют целыми бандами.
А есть пакости из разряда «Ой, да все так делают!», которые совершаются в одиночку. Потому что стыдно. Стыдно, но, почему-то, хочется. Например, кинуть мусор в нескольких метрах от урны. Съесть шоколадку в магазине и засунуть обертку между другими товарами на стеллаже — толкая при этом перед собой полную тележку с едой. И остается только диву даваться на кассе, когда этот человек пробивает десяток точно таких же шоколадок. Неужели ему не хватало в жизни именно той — одиннадцатой, бесплатной?
О природе подобных поступков я спросила у доцента кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, члена общественного совета при областном УМВД Инны Васильевой.
— Человек может перейти дорогу на красный свет (когда машин поблизости нет), чтобы просто сэкономить время, — считает она. — При этом совсем не обязательно, что человек опаздывает. Вполне вероятно, он руководствуется исключительно соображениями удобства: мол, все равно никто не едет сейчас, почему бы и не перейти? По большому счету, в такой ситуации нет физического или юридического субъекта, которому причиняется вред. И, если все проходит благополучно, поступок не оставляет никаких следов. А значит, человек может повторить его снова. И снова… Из этой же области и хождение по газонам.
А вот бросить мусор в неположенном месте, — это уже социально неприемлемый поступок, говорит Инна Витальевна. И может повлечь за собой последствия — как минимум, замечание прохожих. Так что напоказ его, скорее всего, совершать не будут. Не многие готовы и на то, чтобы прилюдно исправить свою оплошность — например, поднять мусор, случайно брошенный мимо урны.
— Поднять мусор, который пролетел мимо, может оказаться стыдно из-за ложных, неадекватно завышенных представлений о своем социальном статусе. Впрочем, это не преступление, а заблуждение, — объясняет психолог. — А вот в поедании неоплаченного товара уже есть признаки преступления. Сейчас подростки из благополучных семей часто бывают уличены в том, что занимаются шоплифтингом (кажется, это так называется — воровство на спор, а не потому, что есть потребность). Делают они это для того, чтобы сформировать в глазах своего окружения более высокий социальный статус. А взрослые, социально благополучные внешне люди (при условии, что они психически здоровы) могут совершать подобные поступки, руководствуясь следующими мотивами: чтобы доказать себе, что имеют право на подобную вольность, тем самым подняв свою самооценку в своих же глазах. Или чтобы выразить протест против системы социальных регламентаций: на начальника накричать не могу, а шоколадку чужую съел и почувствовал самоуважение.
Вот так вот… Чужих шоколадок лучше не есть — рядом может оказаться человек, который прочтет воришку как открытую книгу и догадается, откуда растут ноги у такой мелкой дерзости. А еще рядом может оказаться охранник магазина — тот точно не станет разбираться в сложном устройстве ранимой души, жаждущей социальной справедливости.
***
фото: Тот самый газон.