Выборы— 1954
5 марта 1953 года умер Сталин. Гигантская страна погрузилась в четырех-дневный траур.
Без Сталина
На траурном митинге солировала четверка: Маленков, Берия, Молотов и Хрущев. Они не спешили создавать нового вождя. Отсутствие демократического механизма передачи власти (через выборы) всегда ведет к глухой и скрытой борьбе. Так было и после смерти Сталина.
И хотя Хрущева назначили председателем комиссии по организации похорон Сталина (у коммунистов это всегда очень много значило), вручить ему власть над партией, а значит, и страной, еще не решились.
Eго принимали за простачка, с которым легко будет сговориться. С марта по сентябрь 1953 года он был всего лишь одним из четырех секретарей ЦК КПСС. Но после ареста Берии, первого заместителя председателя правительства Маленкова и одновременно главы объединенного с госбезопасностью МВД, Хрущева сделали первым секретарем ЦК. В устранении своего главного соперника в борьбе за власть Хрущев больше всего был обязан военным, в особенности маршалу Жукову. По личному предложению Хрущева возвращенный из Свердловска маршал (он командовал войсками УралВО) 7 июля 1953 года был введен в состав ЦК. Почти все генералы и офицеры, участвовавшие в аресте и расстреле Берии, получили новые звания, повышения по службе и предложения баллотироваться кандидатами в депутаты на выборах в Верховный Совет СССР четвертого созыва.
С Хрущевым
Живой и энергичный в отличие от своих неповоротливых соратников Хрущев легко оттеснил от власти Маленкова, который после смерти Сталина играл роль руководителя государства. Многие вопросы большого значения Хрущев уже решал один, заботясь лишь о том, чтобы они были соответственно оформлены. Так было с передачей Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР. В начале 1954 года торжественно отмечалось 300-летие воссоединения Украины с Россией. Почувствовав себя фактически первым лицом не только в партии, но и в государстве, Хрущев неожиданно для своих соратников озвучил идею передачи Крыма. Никаких внятных обоснований от него не последовало, да их уже и не требовалось. Он решил — и все! К тому же СССР, хотя и назывался союзным государством, был в действительности сугубо унитарной державой. Какая разница, где будет числится та или иная область? Тогда никто не мог знать, что Советский Союз когда-нибудь распадется, и это бездумное, немотивированное решение создаст столько проблем между Россией и Украиной. Кстати, тогда же, в январе 1954 года, за счет разукрупнения Горьковской, Саратовской, Воронежской, Сталинградской, Тамбовской, Ростовской, Орловской, Рязанской областей были образованы: Арзамаская, Балашовская, Белгородская, Каменская и Липецкая области. Поэтому когда 19 февраля 1954 года был обнародован указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, население и в России, и на Украине встретило его спокойно и даже равнодушно. Советские люди уже привыкли, когда вожди в Кремле в узком кругу решают все, что захотят. Безмолвный народ огромной страны уже свыкся с тем, что им манипулировали, решали его судьбу, никогда не спрашивая, хотят ли этого миллионы граждан.
С таким же привычным чувством покорности население одной из самых крупных в СССР областей — Тюменской — участвовало в кампании по выборам в Верховный Совет, назначенным на 14 марта 1954 года.
Новые лица
Существенных изменений в избирательном процессе по сравнению с предшествовавшими выборами в законодательный орган государства не произошло. Местным партийным комитетам было рекомендовано при организации избирательной кампании 1954 года руководствоваться положением о выборах 1950 года. На территории области, как и раньше, образовано три избирательных округа: Тюменский, Ишимский, Тобольский. И по выборам в Совет национальностей тоже три: Омский (Омская, Тюменская, Томская, Курганская области), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.
Выдвижение кандидатов в депутаты проходило по ранее утвержденной схеме. Рабочие Тюменского судостроительного завода выдвинули первого секретаря Тюменского обкома КПСС Федора Горячева, сменившего на этом посту в 1951 году Ивана Афонова.
Федор Степанович Горячев родился в 1905 году в семье крестьянина-бедняка в д. Полибина Алатырского уезда Симбирской губернии. Окончил училище для крестьянских детей в соседнем селе Семеновском. С 1919 года пять лет учился в школе-коммуне имени Карла Маркса. После ее окончания поступил в Казанский ветеринарный институт, откуда направлен на комсомольскую работу. Секретарь ячейки, волостного комитета комсомола, заведующий агитпромом и секретарь Алатырского уездного комитета ВЛКСМ. В 1930-м направлен в Московский горный институт на учебу, но с третьего курса отозван в Башкирскую АССР помощником начальника политотдела МТС.
Сталинский террор 1937 года создал много вакансий: Горячев возглавлял Иглинский и Альшевский райкомы и сельхозотдел республиканского комитета ВКП(б) в Уфе. С образованием в 1939 году в Пензенской области стал секретарем нового обкома. С 1943 года учился в Москве в Высшей школе парторганизаторов, а после ее окончания распределен в сентябре 1945-го в Тюменский обком ВКП(б) — 2-м секретарем. Eще при Сталине на XIX съезде в 1952 году, возглавляя уже областную парторганизацию, был избран членом ЦК. Депутатский опыт тоже имел — дважды входил в состав Верховного Совета РСФСР.
В депутатском тандеме с первым секретарем обкома состоял, как правило, руководитель исполнительного органа областного совета депутатов трудящихся. Тем более что предоблисполкома Дмитрий Крюков уже представлял Тюменскую область в Верховном Совете СССР третьего созыва. Но Горячев не хотел усиления его власти. Сделав свою ставку на набиравшего силу Хрущева, он предложил выдвинуть кандидатами в депутаты высшего государственного органа представителей основных в области отраслей хозяйства — аграрной и рыбной. По Ишимскому избирательному округу — комбайнера Коточиговской МТС в Викуловском районе Вассу Кириллову; по Тобольскому — старейшего работника Самаровского рыбоконсервного комбината Филиппа Пашина, награжденного орденом Ленина.
Эти новые лица в избирательном списке весьма импонировали Хрущеву, объявившему на предшествовавшем выборам февральско-мартовском пленуме ЦК КПСС 1954 года массовую кампанию по освоению целинных и залежных земель.
Целина
«В 1940 году было заготовлено зерна 2225 млн пудов, — отмечал Хрущев, — а в 1953-м лишь 1850 млн пудов, то есть меньше на 375 млн пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивается расход хлебопродуктов внутри страны». Проще сказать, страна проедала больше, чем производила.
Хрущев предложил увеличить производство зерна в 1954-1955 годах за счет освоения целинных и залежных земель в Западной Сибири и Казахстане.
Резкой критике были подвергнуты первый секретарь ЦК компартии Казахстана Жумабай Шаяхметов, ранее возглавлявший Алмаатинское управление НКВД, и второй секретарь Иван Афонов, переведенный в Алма-Ату из Тюмени, «за недопонимание планов освоения целины». Руководители Казахстана, надеясь уберечь республику от этой кампании, доложили в ЦК, что «распашка целинных и залежных земель приведет к нарушению интересов коренного казахского населения, так как лишает его выпасов скота». В Москве эти соображения отвергли. По предложению Хрущева, Шаяхметова сменил Пантелеймон Пономаренко — в то время министр культуры СССР, возглавлявший при Сталине компартию Белоруссии. Вторым секретарем вместо Афонова Хрущев рекомендовал Леонида Брежнева, тогда первого заместителя начальника Главного политического управления Министерства обороны.
Первоначально планировалось распахать за три года около 13 млн гектаров целины, однако было поднято около 33 млн гектаров. Тюменскую область также отнесли к этой категории земель. Поэтому Хрущев не мог не заметить среди кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР женщины-комбайнера.
Окончание следует.