Наука должна быть человечной
В гимназии N 16 вчера началась интеллектуальная смена.
Пока большинство подростков стараются по максимуму использовать для отдыха последние летние дни, некоторые ровесники их уже сели за парты. Пока не с полной загрузкой и без домашних заданий, но все-таки в стенах школы. Пройти августовские мастер-классы, вспомнить забытое за каникулы, в спокойной обстановке разобраться в отдельных темах — для этого на интеллектуальную смену и записались 76 будущих десятиклассников. Большинство — учащиеся гимназии N 16, но есть и гости.
— Мы приглашали стать участниками интеллектуальной смены старшеклассников и из других школ города, — рассказывает Светлана Сивакова, исполняющая обязанности директора гимназии. — Они получат возможность позаниматься в наших лабораториях под руководством квалифицированных преподавателей, примут участие в психологических тренингах и мастер-классах по риторике. В расписании дня предусмотрено также двухразовое питание.
Пять раз в неделю по пять часов находиться в школе, несмотря на жару на улице? Неужели подростки пришли сюда по доброй воле, без давления со стороны родителей?
— Лично меня никто не заставлял, сам захотел, — так ответил десятиклассник Максим Семкин. — Хорошо знаю свои проблемы. Это пару лет назад можно было к урокам относиться спустя рукава. Со мной тоже такое бывало. В отличниках не ходил. Но в прошлом году что-то поменялось. Сознательность проснулась. Может, повзрослели, а может, дошло, наконец, что будущая жизнь от нас же самих и зависит. Eсли будешь плохо учиться — не будет и перспектив, не сможешь выбрать ту специальность, которую хочешь.
— Многое зависит от понимания себя, — подхватывает разговор Надежда Роминчева. — Некоторые не задумываются о том, чего они хотят. Скорей бы получить аттестат — и все. Им не важно, кем и куда пойти работать. А у нас есть цель, и мы к ней идем.
Максим и Надежда собираются после окончания школы поступать в медицинский университет. Надежда еще не выбрала будущую специализацию, а Максим знает, что хочет стать хирургом. Не просто мечтает об этом, а — действует. Он уже присутствовал на видеотрансляциях полостных операций, общался со студентами-медиками. Но считает, что главное пока не это.
— Не надо форсировать события, всему свое время, — рассуждает он. — Главное сейчас отучиться, максимально сдать EГЭ. Свои силы я оцениваю реально. Вряд ли удастся пробиться на бюджет. Слишком высокий там конкурс и проходной балл. Пожалуй, максимальный из всех вузов. Поэтому, скорее всего, пойду на платной основе. К этому себя готовлю.
Хотя малейших шансов поступить бесплатно упускать тоже не хочет. Поэтому и взялся еще до начала учебного года подтянуть математику. Eму ведь придется сдавать ее в профильном варианте.
— Ты меня сегодня заинтриговал, — подключилась к разговору Людмила Тюменцева, учитель математики гимназии N 16. — Знаю, что соображать ты умеешь, но почему сегодня на простых вещах спотыкался, придумывал проблему там, где ее нет? Ищешь новый, творческий подход к решению или просто за лето все перезабыл?
Таких, как Максим и Надежда, сейчас на каждом уроке математики человек по 20 (смена делится на группы). Дисциплина на занятиях — идеальная. Никакого шума в классе, никого не надо заставлять работать, призывать быть внимательным. Атмосфера больше напоминает вузовскую аудиторию, чем школьный урок.
— Все пришли сюда мотивированными, — говорит учитель. — Можно не отвлекаться на мелочи, а заниматься по сути проблемы. Для первой недели занятий мы выбрали четыре вида задач, которые встречаются в разных темах с седьмого по девятый класс, а потом из программы исчезают. И вновь появляются только в тестовых экзаменационных заданиях. Eсли сейчас не расставить все по своим местам, то никакие консультации перед EГЭ потом не помогут. Мы уже сейчас начинаем работать на будущее.
Я не могла не поинтересоваться у нынешних десятиклассников, каким, по их мнению, лет через 30 будет школьное и высшее образование?
— Мне кажется, что кардинально изменится его структура, соотношение студентов вузов и тех, кто получает рабочие специальности, — считает Максим. — Сейчас слишком многие поступают в вузы, так принято. А некоторым они просто не нужны. Эти пропорции в будущем должны быть уравновешены, а отбор студентов сделают более жестким, чтобы в вуз приходили только самые способные. И выбирали не те специальности, на которых учиться полегче, а те, которые перспективнее. Хотя выбирать надо по силам. Не каждый может освоить, например, ядерную физику, стать Ломоносовым или Циолковским.
— Специалист будущего, в какой бы сфере ни работал, должен быть восприимчив к инновациям, — продолжила Надежда. — Жизнь вокруг меняется быстро, появляется множество новых технологий и оборудования. Eсли хочешь расти профессионально, надо уметь их осваивать. Не знаю, можно ли этому научить в школе или в вузе, но себя надо к этому готовить. И все-таки ни научный, ни технический прогресс никогда не заменят личность. Конечно, Google может помочь поставить диагноз, но это будет уже не прием у врача, а фикция. Наука и медицина должны быть человечными. Думаю, что в будущем это станет еще важнее, чем в настоящем.
***
фото: Максим Семкин и Надежда Роминчева занимаются с Людмилой Тюменцевой.