В небе было не протолкнуться
Опрометчиво было бы опоздать на авиашоу «В гостях у «Ютэйр», которое началось в 11.00 в субботу на аэродроме Плеханово. Для опоздавших автомобилистов не осталось свободного места близ аэродрома: некоторые парковали машины вдоль объездной дороги.
И шли оттуда пешком — целыми семьями: с грудными детьми в колясках, с собаками на поводках, по жаре… Ничего не могу сказать про грудничков и собак, но дети постарше и взрослые были настроены решительно. Такая вот тяга к небу.
Рожденные летать
Военный авиационный инженер в отставке Дмитрий Нохрин шутит: у его сыновей Сергея и Валерия не было выбора, кем стать.
— Они же, можно сказать, родились на аэродроме! — говорит он.
Сергей Нохрин, военный летчик, командир воздушного судна, подтверждает: они с братом даже не задумывались о выборе профессии. Теперь надеется, что его внуки — правнуки Дмитрия Нохрина — продолжат семейное дело. По крайней мере, на аэродроме Плеханово, куда мальчишек привели в субботу, им понравилось. Они обследовали все выставленные на площадке вертолеты и рапортовали: когда вырастут, будут летать.
Кстати, генеральный директор авиакомпании «Ютэйр» Андрей Мартиросов в своем интервью журналистам — под гул взлетающих и идущих на посадку самолетов — предположил, что авиашоу наверняка зародит в сердцах многих юных зрителей любовь к небу. И позже они придут в учебные заведения гражданской авиации.
— Таким образом, мы надеемся, будет продолжена преемственность поколений, — сказал Мартиросов. — Сегодня наши специалисты работают во всех уголках мира над самыми сложными и интересными проектами. Им есть, что передать молодым сотрудникам.
Субботнее авиашоу приурочено к близящемуся 50-летию со дня основания тюменского управления гражданской авиации, преемником которого стала авиакомпания «Ютэйр». Компания представила на аэродроме Плеханово свои воздушные суда малой авиации. И пригласила для показательных выступлений летчиков, управляющих самолетами СК-12 «Орион», Cessna 185, Л-42…
Для развития малой авиации в Тюмени, отметил глава Росавиции Александр Нерадько, который посетил праздник, делается многое. В частности, строится укрупненный Центр управления воздушным движением, с введением которого в эксплуатацию небо станет еще доступнее и еще безопаснее.
Все боятся высоты
А вот парашютистам в тюменском небе пока особенно не разгуляться: на территории города нет площадок, на которых они могли бы регулярно проводить занятия. Правда, я слышала, что самые инициативные из них подумывают о том, чтобы приобрести самолет — например, Cessna 206-Т, который поднимается на высоту 4000 метров, — и решить-таки вопрос развития в Тюмени парашютного спорта.
Ну, а пока спортсмены наслаждаются любой возможностью сделать шаг в разверзнувшееся перед ними небо.
— Я уже привыкла, что большую часть нашего багажа во время любых поездок занимает специальное снаряжение мужа, — поделилась Мария, жена парашютиста Алексея. — В какой бы город мы ни приехали, он ищет, где можно прыгнуть.
Сама Мария пока не может составить супругу компанию в небе — находится в интересном положении. Но позже вполне готова разделить его увлечение. Ребенку, говорит, тоже не будет запрещать заниматься экстремальным видом спорта, если тот захочет пойти по стопам отца.
Вот и Сергей Русаков, мастер спорта международного класса по парашютному спорту, уже подумывает о том, чтобы приобщить к прыжкам свою дочку Машу. Пока она только помогает отцу складывать парашют и дожидается его на земле.
Спрашиваю девочку, не боится ли она высоты? Отвечает Сергей:
— А кто ее не боится? Любой нормальный человек боится! Я вот однажды в Свердловской области поднялся на 26-й этаж высотки, так знаете, как жутко было… Другое дело, сможешь ли ты себя преодолеть. В моей инструкторской практике, например, еще ни разу не было, чтобы кто-нибудь встал у люка самолета «крабиком» и в последний момент отказался прыгнуть. Все прыгают!
В свое время Сергей Русаков занялся парашютным спортом, тоже словно бросился в омут с головой. В 1977 году он с товарищем приехал в Ташкент поступать в летное училище, но выяснилось, что именно в этот год набор не производится. Куда было девать любовь к небу? Записались в местный аэроклуб. С тех пор с парашютом практически не расстается.
… Как человек, который точно бы встал истуканом у люка самолета в самый ответственный момент, я пытаюсь выяснить у только что приземлившихся парашютистов, есть ли у них какие-нибудь приметы, гарантирующие благополучный полет.
— Правильно сложенный парашют — вот и все приметы! — говорит Андрей Шемякин, ловко укладывая большой купол «крыла» и стропы в рюкзак.
Первый раз спортсмены — под крики зрителей «Смотри, парашютисты посыпались!» — продемонстрировали мастерство управления своими летательными аппаратами (им надо было приземлиться на специально отведенном для этого пятачке). А второй раз парашютисты выделывали в небе и вовсе что-то невообразимое — по крайней мере, для людей, передвигающихся исключительно по земле. Складывали фигуры прямо на лету, становясь на купол один другому.
Головокружительно
Причем, в прямом смысле слова. Бьюсь об заклад, что голова кружилась у всех зрителей, посетивших авиашоу (а их было, наверное, несколько тысяч), потому что всю дорогу, запрокинув лицо, приходилось вглядываться в ослепительно голубое небо, где парили самолеты и шумели винтами вертолеты. Повезло тем, у кого были с собой бинокли. А еще тем, кто сумел хоть на какое-то время спрятаться в тени больших лопастей винтокрылых машин, выставленных напоказ.
В течение всего дня горожане, не попавшие на шоу, тоже периодически приставляли ладони ко лбу козырьком и смотрели наверх — над городом летали вертолет МИ-8 и самолет АН-2 с пассажирами, купившими билет на экскурсию, проходившую на высоте птичьего полета.
***
фото: Под крылом самолета;Парашютист Алексей;Маша Русакова;Сергей и Дмитрий Нохрины с продолжателем авиадинастии Никитой;Парашютистка Анастасия Смирнова;Купольная акробатика.