Фотография как она есть
Тираж книги Льва Боярского «Пионеры тюменской фотографии. 18661917» отпечатан. Более двадцати снимков в ней публикуются впервые.
— Собрать разрозненные сведения о фотомастерах, работавших в дореволюционную эпоху, было гораздо сложнее, чем найти снимки, — рассказывает краевед. — Материалы по библиотекам и архивам я собирал больше года.
В этом очень помогла книга Виктора Копылова «Былое светописи» и работы историка Валерия Чупина, отмечает Боярский. За снимками же «Тюменский дом фотографии», поддержавший издание книги, обратился в музейный комплекс имени Словцова. Из 150 снимков более сотни — из архивов музея. Остальные — из частных коллекций.
— А один снимок я взял из моего семейного альбома, — неожиданно говорит Боярский. — На нем — мой прапрадед фельдфебель Иван Попов с семьей.
Карточка работы Константина Черепанова потрепана годами. Но почему-то хочется изучать каждый ее квадратный сантиметр — как и другие иллюстрации. Они рассказывают о времени, когда фотография не обязана была быть чем-то большим, а мастеров интересовало само чудо «схватывания» момента. Фотоискусство как оно есть.
«Тюменский дом фотографии» позиционирует книгу как первый том серии об истории городского фотодела. И планирует издать еще два-три. Презентация книги состоится 20 сентября, в 180-ю годовщину со дня рождения первого тюменского фотографа Константина Высоцкого. К этому дню тираж окажется и в книжных магазинах города.
***
фото: Карточка из архива Боярских на 156-й странице книги.