Служба— от пожара к пожару
40 десантников-пожарных Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов вернулись из Ямало-Ненецкого автономного округа.
Они помогали тушить пожары, которые с июля бушевали в тайге и лесотундре.
Как доложил руководитель авиапожарной службы авиабазы Вадим Сережкин, который возглавлял нашу группировку огнеборцев, вернулись без травм, здоровые и готовые продолжить службу в своем регионе.
Ямальцы высоко оценили помощь соседей, об этом говорят справки-отзывы от Надымского и Таркосалинского поисково-спасательных отрядов.
«… Показали хорошие результаты работы со знанием тактики и тушения пожаров. С поставленной задачей по ликвидации лесных пожаров в сложных условиях лесотундры справились», — говорится в документах.
Сейчас перед возвратившимися десантниками-пожарными — задачи местного значения. В четверг они уже выезжали на тушение пожара в Тобольском районе.
Это были жаркие дни
Инструктор десантно-пожарной группы Сергей Мацынин на тюменскую жару не жалуется. Он только что вернулся из настоящего пекла. Собственно, и там он тоже не жаловался — не до этого было.
До ямальской лесотундры, охваченной огнем, десантники-пожарные Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов добирались через Ноябрьск. С городского аэропорта лесопожарные команды группами по 10-15 бойцов улетали на вертолетах в разные лесничества. Команду Сергея Мацынина (это 25 специалистов Уватского филиала базы — М.С.) «бросили» в Надымский район.
— Как попали в лес? При помощи специального спускового устройства — вертолет завис над верхушками деревьев, и мы спустились вниз. Обычное дело, — рассказывает Сергей.
Правда, потом уточняет: это для него — инструктора, десантника-пожарного с 17-летним стажем — обычное дело, а были в его команде и новобранцы, которые в настоящих боевых условиях проделывали такое упражнение впервые.
— Некоторые и большой-то пожар видели тоже впервые, — продолжает мой собеседник. — Сначала пытались что-то на телефон сфотографировать, сейчас же все молодые ребята с гаджетами не расстаются, даже в лесу…
Но это был минутный порыв. На ближайшие две недели главными гаджетами пожарных стали лопаты, ранцевые огнетушители и зажигательные аппараты. В тех случаях, когда вода была бессильна или когда ее просто не хватало (не во всех районах, где приходилось работать лесным пожарным, были водоемы), огонь тушили при помощи встречного огня. А также выкапывали минерализованные полосы.
— В лесотундре местность болотистая, — говорит Сергей Юрьевич. — Иногда минерализованные полосы получаются в человеческий рост, потому что слой торфа очень толстый.
Работали плечом к плечу с местными десантниками-пожарными, ханты-мансийскими, московскими, йошкар-олинскими, которых тоже прислали на подмогу. Зажимали огонь в кольцо и давили его к центру.
Ближайший населенный пункт — километрах в 50-60 от мест пожара. Обычные мобильники не ловят сеть, так что единственным средством связи с внешним миром у перемазанных сажей и взмокших от пота десантников-пожарных был спутниковый телефон.
— Мы связывались с отделением на большой земле, не менее двух раз в день, — рассказывает Мацынин. — И наши семьи узнавали, как у нас дела, все ли в порядке, тоже через отделение. Больше никак.
За время работы на Ямале команду Сергея Юрьевича несколько раз перевозили с одного места на другое, ближе к концу месяца команда присоединилась к своим — бойцам Тобольского филиала авиабазы — в Тарко-Сале.
— У меня две основные задачи было. Пожары тушить — это да. Но еще и людей своих сберечь. Огонь — это неуправляемая стихия, которая неизвестно как себя поведет. Особенно, если горит лес, — говорит Сергей Юрьевич.
И погода все эти дни подливала масла в огонь. Стояла такая жара, что даже на расстоянии нескольких сот метров от места пожара было не продохнуть. Спасались водой. И сном — ночью в палатках было даже прохладно.
… Ранним утром в среду тюменские десантники-пожарные во главе с руководителем авиапожарной службы авиабазы Вадимом Сережкиным вернулись домой. Когда они уезжали с Ямала, обстановка там несколько нормализовалась — начались долгожданные дожди, и был снят режим ЧС. А вот у нас не на шутку разошлась жара.
— Так что отдыха нам не положено. Ребята уже просушили спальники и палатки, перебрали и подготовили инвентарь, заточили лопаты, — говорит Сергей Юрьевич. — В общем, в полной боевой готовности.
***
фото: Вадим Сережкин.;Сергей Мацынин.