О фотовыставке и селфи
Помните легенду о древнегреческом юноше по имени Нарцисс?
Он был так прекрасен, что влюбился в свое отражение и ни на что другое смотреть не хотел. Более поздние психиатры посчитали это заболеванием и так и назвали его нарциссизм. История с Нарциссом закончилась печально. Не в силах оторваться от собственного отражения в воде, он умер с голоду.
Эту легенду я вспоминаю каждый раз, когда вижу молодых и не очень людей, самозабвенно фотографирующихся на фоне всего: памятников, зданий, мостов, бронзовых фигур на набережной. Весь окружающий мир, такой яркий, такой разнообразный, становится для них только фоном себя любимого.
Это явление — селфи, внезапно ворвавшееся в нашу жизнь, как мне казалось, стало вытеснять нормальную фотографию. Ну, скажем, можно ли считать изогнувшегося дугой ирландского школьника, снимающегося на фоне королевы Eлизаветы, фоторепортером? Вульгарный кадр, о котором в уральском селе, где я жил в школьные годы, сказали бы просто — «присуседился».
Можно бы и дальше говорить о массовом приступе нарциссизма, но не больно охота. Однако, думаю я сейчас, хоронить фотографию рано. Не перевелись фотографы, охотники за прекрасным мгновением и в нашем городе. Свидетельством этому стала первая репортажная фотовыставка, представленная на Городской площади перед зданием администрации Тюмени. И что особенно важно, в ней приняли участие не только фотографы-профессионалы, но и многие любители.
И случилось чудо. Объектив фотокамеры снова повернулся в ту сторону, куда он и должен смотреть, — на окружающий мир. На геометрию городских улиц. На события, которые происходят вокруг нас, на лица людей, занятых «искусством творческим, высоким и прекрасным».
Обойдите эту небольшую выставку, не торопясь. На снимках — наши знаменитости — дирижер Антон Шароев и замечательный реставратор, мастер деревянного зодчества Вадим Шитов. Рядом, словно по контрасту, — полицейский регулировщик, в тулупе и в валенках с калошами. Ни там, ни там — никакой позы. Каждый занят своим делом, и каждый сознает важность и необходимость этого занятия. Памятник «Прощание» и восстановленная из небытия репрессий тюменская синагога — ее каменный силуэт словно проступает сквозь сетку медленного снегопада. Бронзовое лицо капитан-командора Витуса Беринга и его протянутый вперед указательный палец, отполированный тысячами прикосновений (сложилось поверье, будто это касание приносит удачу). Вечные, едва не растаявшие в прошлом тюменские дымники, открытые в 1967 году как объект фотографии корреспондентом газеты «Тюменский комсомолец» Анатолием Зыбиным.
И опять лица — молодые и старые, мужские и женские. Обычные, которые мы встречаем каждый день по пути на работу и при возвращении домой, сталкиваемся с ними в магазинной очереди и видим их, задумчиво глядящих на бегущую воду с парапета набережной. Это мы с вами. Это такие же, как мы, — простые, естественные, не позирующие, не торопящиеся запечатлеть себя рядом с очередной знаменитостью, которая едва ли вспомнит о них, случайно «присуседившихся».
Я обхожу эту небольшую выставку снова и снова. И вдруг вижу, как девушка указывает своей спутнице на одну фамилию в списке авторов. Имя это — Тамара Жукова — мне ничего не говорит. И я спросил — о ком речь?
— Это моя подружка. Она тюменская, сейчас уехала в Москву учиться у одного знаменитого московского фотографа. Она снимает черно-белые фото. И ее работы здесь тоже выставлены.
И тогда я подумал: может, зря я расстраиваюсь? Селфи как очередная модная игрушка позабавит людей и уйдет. А фотография как искусство останется.
***
фото: Праздник останется с нами.