Двести вариантов для одной судьбы
Пять золотых медалей I международной спартакиады среди слепоглухих — везением не назовешь. К этой, хотя и не самой главной победе в своей жизни, Сергей Мельников шел не один десяток лет.
Игоревичу, как по-свойски называют его друзья-десантники, стукнуло 50, но он чувствует себя на 35. В прекрасной физической форме, не теряет присутствия духа, а по энергетике и оптимизму многим даст сто очков вперед. За два с лишним десятилетия, что прошли с момента несчастного случая, который отнял зрение и частично слух, он выработал жизненное правило: что бы ни случилось — надо собрать волю в кулак и действовать. Как? По его словам, для этого всегда есть как минимум 200 вариантов.
Одной левой
На международную спартакиаду, которая проходила в болгарском городе Пловдив, он попал неожиданно. Eго кандидатуру посоветовали москвичам из общественной организации «Со-единение», и они включили его в состав сборной. Непрофессиональные российские спортсмены с одновременным нарушением слуха и зрения впервые выходили на международную арену. В команде их было четверо: из Воркуты, Красноярска, Москвы и Тюмени.
Виды спорта, включенные в программу, были самые разные — интеллектуальные, силовые, скоростные. Такую масштабную подготовку за короткий срок не осилишь, если нет предварительной базы.
— Ничего нового давать тебе не буду, — сказал ему перед соревнованиями тренер тюменских паралимпийцев Алексей Булычев. — Ты — парень крепкий, сибирский, позанимаешься в обычном для себя режиме и со всем справишься.
Однако на состязаниях вместо заявленного пауэрлифтинга поставили армрестлинг. Никто к нему не готовился. Сергей вызвался выступить — попробовать свои силы.
— Соперники не худенькие были, не засушенные Гераклы, — шутит он. — Когда мою руку обхватили сильные пальцы чемпиона Болгарии, подумал — он меня сломает. Но оказалось — я его завалил. И с левой, и с правой.
Сергея Мельникова, который в итоге завоевал пять золотых медалей, назвали «сибирской звездой». Болгары с ним фотографировались, обнимали, вспоминали советское прошлое. Водитель, отец которого лет 30 назад водопроводы варил в Узбекистане. Врач, которая жила в Брянске. Санчо из Варны, который 18 лет проработал в Тюмени в «Болгарстройгрупп», строил пансионаты на улице 50 лет ВЛКСМ.
— Мы понимали друг друга, — рассказывает Сергей. — Чувствовали ностальгию. Говорили, что Советского Союза давно нет, а люди хорошее помнят.
О пользе трудностей
Тяга к физической культуре у Мельникова возникла еще в школе. В те годы он, как и большинство подростков, был худеньким. Хотелось мышцы накачать.
— Тренажерных залов еще не было, — рассказывает Сергей. — Открылся, правда, в Тюмени «Антей», но мы считали его чем-то недоступным, элитарным.
Они с друзьями сами соорудили перекладину между березами в лесополосе и занимались каждый день. А потом Мельников пошел к районному участковому и попросил найти помещение, чтобы организовать там «качалку». Все приспособления для занятий с отягощениями придумывали сами. Вместо спортивной штанги была штанга от вагонетки, вместо гантелей — кусок свинца, вместо эспандеров — жгуты и куски резины. А комплексы упражнений разрабатывали по картинкам в журналах. — Больших спортивных задач мы перед собой не ставили, — вспоминает Сергей. — Может, потому, что не было у нас профессиональных инструкторов, которые направили бы на этот путь, организовали процесс тренировок.
Ради того, чтобы почаще ходить в тренажерку, Мельников ушел с должности помощника машиниста локомотива. Рваный график выездов, работа то в день, то в ночь мешали стабильным занятиям. Перешел в слесарный цех, в армии эти знания потом очень пригодились.
Закалка на всю жизнь
В 19 лет он попал в ВДВ. Служил под Тулой. И до сих пор считает, что армия — лучшая школа жизни. За два года прошел путь от рядового до старшины, что не каждому солдату-десантнику удается. Из рук командующего войсками получил медаль «За отличие в воинской службе». Стал участником военного парада на Красной площади 7 ноября 1986 года, которым командовал генерал Александр Лебедь. Он их целый месяц до этого муштровал на плацу.
— А вы знаете, как аббревиатура ВДВ расшифровывается? — улыбаясь, спрашивает Сергей. — ВДВ — это «возможно двести вариантов»!
Вернувшись на гражданку, пришел в свое железнодорожное училище, где ему предложили стать военруком. Хотел отказаться, ведь педагогического образования не было. Но убедил военрук Виктор Осипович, который еще его учил. При встрече как-то сказал: «Когда тебя увидел, понял, что будешь моей заменой. Ты — молодой, энергичный, мальчишки пойдут за тобой».
Они и правда пошли. И до сих пор не забывают своего преподавателя.
— Труд тренера и военрука сразу не заметен, — говорит Сергей. — Токарь выточил деталь, ему посчитали нормировку — и результат понятен. А у тренерской работы он может проявиться лет через 10. И не только в спортивных результатах. Мне теперь мои же ученики помогают. Eсли бы в свое время не вложил им правильные идеи, сейчас, может, остался бы с проблемами один на один.
Однажды в училище организовали забег на 25 км вокруг Андреевского озера, посвященный Дню Победы. Перед мальчишками никто не ставил цели пройти всю дистанцию до конца, но он убеждал: «Даже если вы пять километров пробежите, то эти пять — вы пробежите за ветеранов». И из 217 человек 112 не сошли с дистанции!
— На занятиях мы учили ребят и воротнички подшивать, и портянки наматывать, и физическую нагрузку давали приличную, — рассказывает Сергей. — Выдерживали не все, некоторые из спортивных лагерей уезжали. Но те, кто оставался и потом шел в армию, за такую подготовку благодарили.
Построить себя и свой дом
— Возможностей в жизни всегда много. Главное — не сидеть, не стонать, а заниматься, — говорит Сергей. — На меня сейчас многие смотрят и говорят: «Ну, ты, Мельников, опять нас удивляешь».
«Ну, ты и замахнулся», — поражаются люди, когда узнают, что он сам строит двухэтажный дом. А он считает — почему бы и нет? Там, где в одиночку не справиться, например, венцы поднять, — бывшие ученики и друзья-десантники помогают.
— Главное не сидеть сиднем, — убежден он. — Я понял это, когда хоть и небольших, но успехов достиг. Понял, что могу и хочу многое сделать. Заново научился пилить, гвозди забивать, дрова рубить, компьютер освоил. Да, жизнь однажды повернулась ко мне не тем боком, не опускать же из-за этого руки. Может быть, глядя на меня, даже зрячие люди скажут: «Так ведь можно же!»
***
фото: Сергей Мельников на стройке своего дома.