И то же в нем очарованье…
Романс так многолик, что все его многообразие не раскрыть в одной концертной программе. Тем более что создание каждого произведения имеет свою непростую историю. Слушатели могут хорошо знать слова, считать их народными, но не догадываться, что у песни есть автор.
Вечер «Романтическая история», который прошел в ДК «Нефтяник» лишь приоткрыл занавес тайны, окружающей романс. Не зря же организаторы назвали концерт не просто программой, а беседой.
— Сегодня мы вам расскажем самую романтическую историю. Историю рождения одного из самых красивых жанров музыкально-поэтического искусства — русского романса, — с таких слов начала вечер его ведущая Юлия Варламова.
Само слово «романс» — испанского происхождения. Первоначально оно означало всего лишь стихотворение, написанное на испанском, то есть романском языке, исполняемое с инструментальным сопровождением. В этой роли чаще всего выступала гитара.
— В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви, — сказала Юлия Варламова. И перед тем, как на сцену вышел первый исполнитель — Александр Смекалин, — рассказала одну из них.
Однажды поэт Алексей Толстой отправился в Большой театр на бал-маскарад и встретился там с незнакомкой, лицо которой было скрыто под маской. Эта встреча перевернула всю его жизнь. Он посвятил ей стихи «Средь шумного бала», которые описывают историю его знакомства с Софьей Миллер почти с биографической точностью.
Удивительная история предшествовала и созданию романса Михаила Глинки на стихи Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Они тоже были написаны под впечатлением первого знакомства. Встреча с Анной Керн так запала в душу поэта, что и через шесть лет его воспоминания оставались такими яркими, что стали строками стихотворения.
Были романсы и с другой историей создания: например, у песни «Живет моя отрада», которая считается классикой русского цыганского романса. Она была написана на основе стихотворения «Удалец» Сергея Рыскина. Но исполняются обычно только четыре куплета, которые обрывают эту историю на полуслове. На самом же деле у автора она достаточна жестока, есть там и про кистень, и про расправу, и про глухой удар, и про вдову. Но ничего из этого триллера в итоге зритель не услышал. А жестокая история стала лирической и жизнеутверждающей.
Внимательный слушатель может разгадать подтексты, просто погружаясь в голоса исполнителей. Удивительно красивый баритон выпускника Уральской консерватории Дмитрия Ильина, придавал новые краски звучанию таких романсов, как «Я встретил вас», «Сияла ночь», «Гори-гори, моя звезда», «Очи черные». А иногда вокальная история превращалась в небольшое комическое театральное действо, что для романса не характерно. Но именно таким стала шутка «Улица-улица, да ты пьяна», напечатанная в 1859 году в журнале «Арлекин», а потом вошедшая в сборник под названием «Песни пьяного студента».
Кстати, именно с середины XIX века появляется такой жанр, как бытовой романс. Он возникал, как правило, в сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей. Иногда в таких дуэтах рождались настоящие шедевры. Свои штрихи внес и технический прогресс. Eсли б не граммофоны и пластинки, до нас не дошли бы голоса многих исполнителей. А без них, вероятно, не стали бы популярными и сами романсы, например, «Дорогой длинною», «Только раз бывает в жизни встреча», «Две розы».
В истории этого удивительного жанра были разные времена — его то превозносили, то запрещали, то переписывали слова в альбомы, то за эти же слова ссылали в лагеря. Но несмотря на всю трогательность и лиричность, романс оказался очень стойким. Даже натиск эпохи телевидения и эстрады ему не повредил, а только пошел на пользу.
Хотя одно осталось в нем неизменно — камерность. Он любит тишину и уединение (даже если исполняется в переполненном зале). Чаще всего предпочитает сольное исполнение, иногда — акапельно (Юлия Варламова — «То не ветер ветку клонит»). Не отвергает и дуэты (Eлена Надеина, Юлия Варламова).
Но главный спутник романса по-прежнему гитара. Разнообразие и богатство этого инструмента на сцене продемонстрировал Михаил Яблоков, лауреат международных конкурсов. Eго Юлия Варламова назвала «человек-космос», и он выбирал под каждый романс для более яркого аккомпанемента новую гитару. Одна из них имеет почти двухвековую историю. А Юлия под его аккомпанемент исполнила романсы «Наши души», «Мы странно встретились», «Мы только знакомы», «Две розы» и «Полно, сокол, не грусти».
В завершении концерта все участники вместе с залом исполнили песню-романс «Дорогой длинною».
***
фото: Поет Елена Надеина;Дмитрий Ильин;Ведущая вечера Юлия Варламова;Михаил Яблоков — яркий аккомпаниатор.