Наш земляк— «легенда Арктики»
Уроженца Тюмени полярного капитана Михаила Владимировича Готского (1907-1962 гг.) при жизни называли — «легенда Арктики».
Подробности жизни одного из самых знаменитых отечественных «ледовых» капитанов стали известны накануне 430-летия города.
Eго отец, сын участника польского восстания 1863 года, работал мастером Текутьевского ремесленного училища. Вот и Михаил Готский в августе 1914-го надел форменную черную фуражку с буквами «РУ» и скрещенными молоточками на околыше.
События Гражданской войны затронули и семью Готских. В августе 1919-го накануне вступления в Тюмень начдива Блюхера юный ремесленник вместе с родителями покинул город и оказался на краю земли — во Владивостоке. Позднее он отсюда отправлялся в дальние края и сюда же возвращался. Называл Владивосток «пристанью своей жизни», но подчеркивал, что корень-то у него — тюменский.
В 1929-м Михаил окончил штурманское отделение Владивостокского морского техникума, получил свидетельство «на навигационное обслуживание и управление судами Торггрузфлота» и начал службу на пароходе «Свердловск». В 1934-м имя Михаила Готского, второго штурмана ледореза «Литке», узнала вся страна. За переход в течение одной навигации из Владивостока в Мурманск по Северному морскому пути весь экипаж ледореза получил ордена. Михаилу Готскому всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин вручил орден Трудового Красного Знамени.
В 1943 году капитана Главсевморпути Готского призвали в Военно-морской флот, присвоили звание «старший лейтенант» и назначили командиром отряда транспортов, базировавшегося в порту Анадырь.
За участие в войне с Японией Готский получил орден Отечественной войны 1-й степени.
После Победы капитан-лейтенант Готский снял погоны, но остался верен капитанскому мостику. В июле 1947 года перешел в ледокольный флот, держал свой флаг на ледоколах «Красин», «Адмирал Лазарев» и «Сибирь».
За исследование «Опыт ледового плавания» и перевод на русский язык английских пособий плавания в особых условиях Михаил Владимирович стал кандидатом географических наук. Позднее в Дальневосточном высшем морском инженерном училище читал будущим ледовым штурманам свой спецкурс, основанный на богатейшем практическом опыте.
В 1960-м капитан Готский вновь вернулся на командирский мостик. Он возглавил экипаж ледокола «Москва», построенного на финской верфи «Вяртсилля». 18-28 октября 1961 года живая «легенда Арктики», как стали называть капитана его друзья и ученики, провел на своем ледоколе караван из десяти судов в порты Охотского моря. 22 апреля 1962-го фотография капитана ледокола «Москва» Михаила Готского появилась в журнале «Огонек». В последний раз. Вскоре после публикации кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, «Знак Почета» и трех медалей, Почетный полярник Готский скончался при подготовке к очередному арктическому рейсу.
Имя Михаила Владимировича носили на своих бортах два судна. Первое — контейнеровоз, построенный на «Адмиралтейских верфях» Ленинграда в 1965 году, а в 2008-м название «Капитан Готский» получил танкер ледового класса, построенный в южнокорейском городе Пусан по заказу российской компании ОАО «Совкомфлот».
***
фото: Капитан М.В. Готский.