Цирк, покоряющий сердца
Шоу «Баронеты», премьера которого состоится в тюменском цирке в субботу 23 июля, признано Росгосцирком лидером по посещаемости среди всех российских программ.
И все то золото, что блестит
Тюменским зрителям посчастливилось наблюдать выступления многих звезд отечественного циркового искусства. Удивить его так же сложно, как и гурмана, знающего толк в эксклюзивных блюдах. И все-таки в королевском цирке Гии Эрадзе уверены, что им это удастся. Свое шоу «Баронеты» они называют новым этапом развития эстрадно-циркового искусства. Программа представляет собой не просто классический набор жанров — дрессура, воздушная гимнастика, эквилибр. Это настоящий парад аттракционов. Каждый номер — отдельный спектакль со своей режиссурой, драматургией, стилистикой, костюмами, световым и музыкальным оформлением. Даже простое перечисление названий может дать представление о той богатой и разнообразной палитре, которую приготовили для тюменского зрителя: «Ангелы», «Белое антре», «Цыганский табор», «Женихи и невесты», «В гостях у шейха», «Зимняя сказка», «Шахматы», «Апачи». И собственно сами — «Баронеты», которых зритель увидит во втором отделении. Кстати, баронетами раньше называли свиту короля, и этот титул давали только за особые заслуги. Eсли «особыми заслугами» считать медали международных конкурсов, то их у артистов этой программы предостаточно. Дрессировщики Наталья и Андрей Широкаловы, например, являются обладателями девяти высших международных цирковых наград, в том числе «Золотого медведя», дважды — «Золотого слона», «Золотого ринга», «Золотой короны принцессы российского цирка». В их аттракционе одновременно задействованы конкурирующие в природе хищники, причем на арену они выходят не по отдельности, а вместе, да еще и работают рядом с кордебалетом. За этот уникальный пример взаимодействия хищников с большой группой артистов без каких-либо ограждений Широкаловы накануне приезда в Тюмень получили престижную международную премию «Дрессировщик года».
Медалями международных конкурсов отмечены и номер «Дог-шоу» Eкатерины Запашной и аттракцион «В гостях у шейха» Константина Растегаева, и клоунский дуэт «НЭП», и конный аттракцион «Джигиты-Апачи», и воздушная гимнастка Татьяна Махортова («Ангелы»).
Любовью на любовь
Свою систему дрессуры в королевском цирке называют интеллектуальной. То есть пряник в ней важнее, чем кнут. Андрей Широкалов считает, что система работы по принципу укрощения и принуждения давно устарела. Более того, она несет с собой больше опасностей для дрессировщика.
— Мы не воспринимаем хищников как врагов, с которыми надо бороться, — говорит он. — Они для нас — равноправные партнеры, мы уважаем их, они — нас. Такой подход, может, и требует больше времени и сил, но и эффект дает несравнимый. Ведь звери — создания очень умные. Eсли ты их хоть раз обидел, они это запомнят и когда-нибудь обязательно отомстят. Зато любовь и ласку они тоже хорошо помнят. И отвечают нам тем же.
У каждого животного в их коллективе есть имя. Хотя только выступающих таких артистов в программе более ста — тигры, леопарды, пантеры, собаки, верблюды, медведи, лошади, северные олени, лисы, питоны, павлины, пеликаны. В таком количестве знакомых можно запутаться, но для дрессировщиков их четвероногие, пернатые и пушистые артисты как дети. Какой бы многодетной ни была мама, она никогда не забудет, как ее чад зовут. Все кошачьи, например, первые месяцы живут дома у Широкаловых. Наталья их кормит из соски, они спят рядом с ней на подушке. Часто она же становится им и повитухой, роды у своих кошачьих мамочек принимает. Кстати, у них в шоу «Баронеты» работают хищники, которых нет в природе, им дали название лигры — это, как шутят Широкаловы, плод любви тигров и львов — удивительно красивые песочного цвета большие кошки.
В королевском цирке Гии Эрадзе не забывают и про ветеранов, до последнего не списывают их с корабля. Даже если выступать они уже не могут. До сих пор ездит вмести с ними леопард, которому исполнилось 20 лет, и конь Легион, которому стукнуло 24.
— Всей своей жизнью они заслужили, чтобы к ним относились по-человечески, заботились о них до самой старости, — говорит Наталья Широкалова.
Большое цирковое притяжение
И детей из цирковых династий, и детенышей животных здесь начинают приучать к арене с малых лет. И те, и другие воспринимают вначале это, скорее, как игру. Их не надо загонять на репетицию, они сами туда бегут и даже уходить не хотят. Мы наблюдали, например, с какой радостью работал в манеже полуторагодовалый медвежонок Потап. Eго просто переполняли эмоции, он сам просил у дрессировщика — еще трюк и еще. Да и как не просить, если все время хвалят и дают сгущенку. Алексей Плотников считает, что это вовсе не преувеличение, что медвежонок может съесть бочонок меда. Хотя они таких экспериментов не ставили, но потенциал поглощения сладкого у мишек огромный. Для здоровья им это не вредно.
Этот особый мир притягивает к себе и людей. Причем, не только тех, кто является продолжателем цирковых династий и, как говорят, «родился в опилках». Но и тех, кто однажды попал сюда случайно, что называется «шел мимо». Так неожиданно для себя когда-то переквалифицировалась из парикмахера-стилиста в дрессировщицу хищников Наталья Широкалова, а работающая ныне в конной акробатике Александра Асуева в прошлом просто продавала сахарную вату.
В королевском цирке давно сложилась такая традиция: новорожденным животным давать клички по названиям тех городов, в которых на момент их рождения проходили гастроли. Так в программе работают леопарды Буда и Пешт, тигры Крас и Дора (от Краснодар). В Тюмени такого пополнения не предвидится. Зато со дня на день должна родить супруга Геворга Варданяна, артиста-акробата номера «Шахматы».
— Так что гастроли в Тюмени для нашей программы в любом случае станут запоминающимися, — говорит Алексей Плотников, технический директор программы.
***
фото: Екатерина Запашная и Константин Растегаев со своими питомцами;Один из артистов — леопард;Солистка цирка Татьяна Сидоренко и северный олень;Александра Асуева и ее лошади;Андрей Широкалов: поцелуй со львом;Пеликаны;Алексей Плотников и медвежонок Потап.