Андрей Соколов: «Спасибо конкуренции!»
Сборная России заняла второе место на чемпионате мира среди студентов, завершившемся в минувшее воскресенье в Бразилии. Серебряные медали в составе нашей команды завоевали игроки МФК «Тюмень» Сергей Абрамович и Андрей Соколов. В среду они вернулись домой. А уже в четверг Соколов стал гостем нашей редакции.
Андрей принес с собой доказательства своего триумфа: футболку сборной со вторым номером и массивную медаль. Показав медаль, заметил:
— Папа работает на заводе, по поводу моих наград иногда шутит, что таких хоть сотню может сделать. Но эта медаль ему понравилась, она пока у меня самая ценная.
— Почему в Бразилии ты играл в футболке под вторым номером?
— Я хотел 15-й, но первым застолбил эту футболку Ваня Сигнев из «Югры». Раз он постарше, значит, право выбора было предоставлено ему.
— А почему выбрал именно цифру два, а не любую другую?
— Мне всегда нравился знаменитый игрок сборной России Владислав Шаяхметов, он тоже играл под этим номером.
— Что тебе больше всего запомнилось на чемпионате мира?
— Конечно, финал. Было очень много зрителей, красочный стадион, атмосфера потрясающая, все болельщики в футболках сборной Бразилии. Они люди эмоциональные, очень жарко поддерживали свою команду. Я понимал, что главный матч на этом турнире для нас — это игра с бразильцами, ради нее мы все сюда, собственно говоря, и приехали, но проиграли. Обидно. Мы буквально золотые медали в руках держали, но не хватило совсем чуть-чуть. Во втором тайме, я считаю, мы доминировали полностью.
— А что больше всего понравилось?
— Запомнилась атмосфера. Все студенты, молодые, веселые, озорные. Много каких-то мимолетных знакомств, много общения, шуток. Такой большой международный фестиваль.
— А что не понравилось?
— Перелет был тяжелый, особенно, когда возвращались на Родину. С пересадками мы добирались до Тюмени 36 часов. Тяжело, когда биологические ритмы сбиваются. В полете я вообще не спал. Мы летели десять часов от Рио до Парижа, я никак не мог заставить себя уснуть. Даже сейчас, находясь в Тюмени, до сих пор не могу в себя прийти: засыпаю в девять вечера, просыпаюсь в четыре утра. Eще в Бразилии были проблемы с питанием. Мы обедали и ужинали на стадионе, в 15 минутах езды от гостиницы. Питание было очень скромное и какое-то холодное. Не сказать, что я привередливый, я все ем, но даже мне не понравилось. Мясо было какое-то твердое, я в брекетах, оно мне было явно не по зубам. Приходилось поневоле превращаться в вегетарианца: овощи, фрукты. Правда, в кафе сходили пару раз, там были вкусные сочные котлетки.
— А бразильские национальные блюда удалось попробовать?
— Кофе понравился. Когда в первый раз пришли на завтрак, все ребята отметили, что кофе не такой, как у нас. Более насыщенный, густой, что ли. Чувствуется, что это совсем другой напиток. Хотя он более горький, но в то же время его приятнее пить. Ну и тонизирует, конечно, будь здоров. Выпечка была оригинальная. Мы ее сразу разбирали, все команды на нее налетали. В Бразилии, я так понял, они любят мучное покушать.
— А ты застал время, когда в «Тюмени» играли бразильцы? Советы какие-нибудь они тебе давали?
— Меня Женя Дорофеев (бывший вратарь МФК «Тюмень» — К.Л.) ввел в курс дела, мы с ним переписываемся, он же сейчас в Бразилии играет. Дал пару советов: как с местными девочками познакомиться (улыбается), еще о некоторых других интересных вещах рассказал. Он спрашивал, прививались ли мы или нет. Там даже на таможенном контроле в Бразилии не пропускают без печати о том, что ты сделал прививку от желтой лихорадки. Все серьезно. Женя рассказал, какую одежду лучше взять, как себя вести.
— Ну а с девочками получилось познакомиться?
— Бывало, когда мы по городу ходили, нам улыбались, все сигналили, приветствовали нас. Ну а побольше времени провести с кем-то не получилось, я думал об играх и сосредоточен был на этом.
— Бразильские девушки красивые?
— Самые красивые — у нас в России.
— Скажи честно, все-таки уровень турнира был низким?
— Не то чтобы очень низкий, но невысокий, это да. Я удивился, почему не было испанцев, итальянцев, иранцев. Немножко расстроился, хотелось зарубиться с ними, посмотреть на эти команды, увидеть, чего я стою на их фоне. Получается, у нас на турнире был только один показательный матч. Хотя более-менее интересными были игры с чехами и немцами. Причем в Германии мини-футбол только-только начал развиваться. С ними было не сказать, чтоб легко, но тактически мы оказались сильнее, это точно.
— А как же Китай с Казахстаном, у которых вы выиграли по 16:0 и 15:0?
— Я удивился, что мы с таким преимуществом обыграли казахов. За них выступал третий вратарь «Кайрата». Вообще, я думал, что в Казахстане любят мини-футбол. На самом деле счет получился слишком крупным. Мы забили в первые две или три смены около пяти голов, а наши соперники просто «поплыли». Китай — там все было по делу. Это тактически подготовленная команда. Но все равно, им с нами тяжело, у нас скорость элементарно в два-три раза выше. Ну и технически они были не очень сильны.
— Какое впечатление произвела на тебя сборная Бразилии? У них были профессионалы, как в составе сборной России, или играли любители?
— Насколько я понял, за хозяев выступал вратарь, который поедет на взрослый чемпионат мира. Скорее всего, будет там даже основным голкипером. Были игроки, которые тоже рассматриваются кандидатами на поездку на главный турнир четырехлетия. Eсли честно, физически бразильцы намного крупнее, чем мы. Я бы там даже затерялся на их фоне, хотя не считаю себя маленьким игроком. Такое чувство, что мы играли против бодибилдеров. Они какие-то накачанные, как будто в рекламе снимаются.
Я думал, что против них будет тяжелее, во втором тайме они сели на своей половине площадки. Может быть, мы их вымотали, может быть, они физически не готовы. Я удивился, что они нас не прессинговали, что они играли без мяча. Вообще, бразильцы не любят играть без мяча, все время хотят его контролировать. Во втором тайме этого не было, для меня это стало большим удивлением. А так команда очень качественная, каждый игрок силен индивидуально, каждый лезет обыгрывать. Опасность могла исходить от любого футболиста сборной Бразилии. Тактически они были не так хороши. Через пас им было тяжелее играть, все строилось на индивидуальных действиях.
— Своей игрой доволен?
— Категорически собой недоволен. Я провалил весь турнир, может быть, кроме финала. В первой игре с Германией я «привез» первый гол, вообще, допустил нелепую ошибку, проиграл единоборство. По ходу турнира прибавлял, но все равно я недоволен собой, считаю, что сыграл плохо, знаю, что могу лучше.
— Что сказал тебе тренер о твоей игре?
— Мне конкретно ничего не говорил, был рабочий подсказ. Мы играли зонную оборону. Eсли действуешь в таком стиле, необходимо хорошее взаимопонимание и нужно чувствовать друг друга, общаться на поле. За счет тренерских подсказок мы потихоньку добились слаженности в защите. Много было разговоров с тренерским штабом, где обсуждались различные игровые моменты. Много нового для себя узнал, повторил. Тем более, мы в Тюмени так же играем, это полезно для старта сезона.
— Какое впечатление произвела на тебя Бразилия?
— Особо ничего не удалось посмотреть, к сожалению. Конечно, сразу бросилось в глаза, что очень бедная страна. Многие люди там спят на улицах, бездомных много, было как-то не по себе все это видеть. Там любят одноэтажные, двухэтажные здания, есть, конечно, многоэтажки, но в основном город невысокий. Но все равно чувствуется, что далеко не высокоразвитая страна. И мусора много. Возможно, это связано с тем, что бразильцы расслабленные, у них такой менталитет. Их ничего не напрягает, они живут, радуются жизни, не беспокоясь ни о чем.
— К погоде долго привыкали, жара, наверное, несусветная?
— Да нет, я в Бразилии жару переносил лучше, чем здесь, в Сибири. Серьезно говорю. В России душно, а там было легко. Ты не потеешь, не нервничаешь. Погода была очень приятная, солнечная, безоблачное небо. Климатические условия мне понравились.
— Позагорать удалось?
— Конечно, нет. Солнце — главный враг спортсмена. Нам нельзя на нем было находиться. Даже когда мы ходили в бассейн, мы посещали его только вечером, когда солнце садилось.
— Почему нельзя загорать?
— Я так понимаю, все равно с потом что-то выходит. Вообще, солнце и тепло — это мышечное расслабление. Нам всегда нужно быть готовыми. Нельзя терять концентрацию. Это как баня, не такой сильный эффект, конечно, но все равно на солнце расслабляешься.
— В Бразилии очень высокий уровень преступности, на себе, не дай бог, этого не ощутили?
— Нас пугали, предупреждали, не ходите по одному, по двое, минимум втроем. Поздно не гуляйте. У нас прошло все спокойно, не было каких-то инцидентов. На игру или на обед, мы ехали в сопровождении полиции. С этим было все нормально.
— Обычно из таких поездок привозят друзьям какие-то сувениры. Тебе что-то заказывали?
— Кофе мне заказали, вагон целый. Я килограммов десять привез этого напитка. Брат попросил статуэтку Иисуса Христа Искупителя, я и ему, и себе взял. Это уменьшенная копия большой статуи Спасителя в Рио. Удалось издалека на нее глянуть одним глазком, когда летели на самолете, пусть плохо, но я ее видел.
— Очень часто из Бразилии везут местную водку, кашасу, на такой продукт были заказы?
— У меня двоюродный брат попросил, я привез на пробу. Мне лично особо неинтересен алкоголь, я сам кашасу не пробовал, да и не хотелось.
— Вернемся к нашим реалиям. Чего ожидаешь от нового сезона в Суперлиге?
— Стараюсь об этом не думать, потому что через три дня начинается подготовка к сезону (улыбается). В этом году будет серьезная битва за место в составе, приедут 16 полевых футболистов, получается, четыре человека вообще мимо кассы пролетят, окажутся вне заявки. Поэтому нужно серьезно готовиться, настраиваться. Я уже хочу играть в основном составе. В том сезоне у нас был недокомплект игроков, я понимал, что играл, потому что мы испытывали проблемы с составом. В этом сезоне все будет по-другому. У нас много молодых талантливых игроков, серб опытный приедет, он будет одним из ключевых футболистов. Вообще, конкуренция — это хорошо. Считаю, что нужно благодарить бога, что с ее помощью я играю в Суперлиге.
***
фото: Андрей Соколов;Медаль и футболка — ценные трофеи игрока.