X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Время над нашим городом не властно

17 объектов до семнадцатого года

В 2016 году областная программа сохранения объектов культурного наследия охватила 17 объектов. Пять из них расположены в Тюмени. О том, что делается и о ближайших планах рассказывает Александр Кононов, начальник отдела комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области:

— По трем объектам сейчас разрабатывают проектную документацию. Это церковь Спаса на пересечении улиц Ленина и Челюскинцев (одна из самых старых в городе — В.П.), а также два памятника конца XIX — начала XX веков, входящие в комплекс пристанционных сооружений на берегу Туры.

В Троицком монастыре, продолжает свой рассказ Александр Николаевич, проведут консервацию настенной живописи — главного достоинства этого памятника. Закончить работы планируют в следующем году. На улице Осипенко в здании Института наук о Земле ТюмГУ (в 1911-14 годах — ремесленное училище) продолжается полный комплексный ремонт. Исторический облик здания сохранят, а вот инженерные сети установят современные. К декабрю 2017 года работы завершат, и студенты продолжат там учиться.

Уже не в рамках программы, но за счет денег из регионального бюджета в этом году начали полную реставрацию городской больницы на улице Даудельной, построенной в 1904 году на деньги купца Андрея Текутьева. Завершить ее планируют к сентябрю 2017 года.

Не забыто и знаменитое тюменское деревянное зодчество. Сейчас за счет частных инвестиций реставрируют шесть памятников. Три из них расположены на улице Дзержинского, которая, как нам обещают, станет пешеходной и главным украшением которой станут обновленные шедевры деревянного домостроения. Eще три находятся на улицах Осипенко, Челюскинцев и Орджоникидзе. Один объект завершат уже в этом году, остальные — в 2017 и 2018 годах.

Наш древний страж

Пристанционная водонапорная башня на улице Привокзальной.

Дата постройки 1885 год.

Такая башня — словно визитная карточка любой станции, то, что замечает пассажир из окна приближающегося состава.

Наша башня появилась в городе одновременно с прокладкой железнодорожной ветки Eкатеринбург — Тюмень, когда строили и вокзал, и паровозное депо, и ремонтные мастерские, и башню.

Она красива. Вряд ли сегодняшние проектировщики стали бы столько времени и сил тратить на тщательную укладку каменных ярусов и простенков, на украшение обыкновенного сооружения для заправки паровозов водой. Сделали бы ставку на функциональность и прочность.

Но 130 лет назад, когда прокладывалась Транссибирская магистраль, связавшая разбросанные по огромной стране города, вокзальная водонапорная башня должна была быть не просто красивой, но даже величественной. Наверняка люди, строившие тюменский железнодорожный комплекс, понимали, что каждый пункт Великого сибирского пути (это историческое название магистрали), самого длинного в мире, заслуживает того, чтобы когда-то стать памятником архитектуры.

Внушительный амбарный замок висит на деревянной двери башни. Строение уходит в небо пятью каменными ярусами и восемью гранями. Нижний, расширенный ярус облицован благородным серым гранитом. А кромка верхнего украшена «зубчиками» в духе оборонного зодчества, которые придают башне некоторое сходство с древними цитаделями.

И хотя нигде не видно таблички, оповещающей, что перед нами объект культурного наследия Тюменской области, это понимаешь сразу.

Вода подавалась в башню из Туры при помощи водовода. Eе использовали исключительно в технологических целях — для паровозов, и никогда не кипятили для чая.

С тех пор, как на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, надобность в колоссальном количестве воды отпала, но водонапорная башня продолжала работать. Потом ее закрыли.

Дума для солидного города

Городская Дума. Дата постройки — 1834 год.

История здания начинается в 1824 году: тогда намечался приезд в Сибирь императора России Александра I. В связи с планируемой поездкой принято решение о строительстве в Тюмени здания городской Думы. Вероятно, такому уже вполне солидному городу, как Тюмень, надлежало иметь место, где заседали бы народные избранники.

Александр I в Тюмень так и не приехал, не успел. Зато строительный механизм уже был запущен, и в 1826 году губернский архитектор Петр Праман разработал проект. Думе полагалось быть двухэтажным зданием, сложенным из кирпича. Торжественности ему должны были добавлять колонны и высокая лестница, ведущая к парадному входу.

Имя Петра Ивановича Прамана в истории дореволюционной Сибири встречается не раз: то он трудится над проектами тюменских зданий, то пристраивает к Дому архиерея в Тобольске полукруглый каменный алтарь.

Подрядчиком на выполнение строительных и отделочных работ вызвался быть тюменский мещанин Митрофан Бобков, который и построил Думу примерно за шесть лет — начал в 1828 году, а завершил в 1834-м. Строительство не было скорым хотя бы потому, что велось на средства, собранные с горожан.

А место для Думы выбрали видное — стрелка Тюменского мыса, напротив Благовещенского собора. Площадь перед Думой и Благовещенским собором была вымощена в городе первой — в 1880 году. И только в 1913 году городская Дума заключила с екатеринбургским мещанином Павлом Блиновым договор, по которому он обязывался «исполнить работы по замощению гранитной плитой тротуар под спуском к Затюменскому и Заречному мостам, вымостить плитами тротуар от Благовещенской церкви до окончания каменной мостовой к Заречному мосту».

Сегодня в здании расположен музей, который долгое время именовался краеведческим, а теперь носит собственное название — «Городская Дума».

Недвижимые экспонаты

Улица Дзержинского. До 1926 года — улица Садовая.

В День города улицу Дзержинского превратят в пешеходную. И откроют на ней «Город мастеров». Пусть всего на день, но мы, наконец, сможем почувствовать, какая она на ощупь — мечта о том, чтобы превратить бывшую Садовую в музей под открытым небом.

Фраза про музей избитая, конечно, но по-другому не получается — очень уж подходит. Поэтому попытаемся обозначить «экспонаты», которые хранит эта небольшая, меньше километра в длину, улица.

Вот, например, дом N 7, обнесенный строительным забором, за которым идет реставрация здания Института наук о Земле ТюмГУ. А раньше в нем располагалось частное ремесленное училище с литейной мастерской, кирпичное здание для которого спроектировал в 1914 году архитектор Константин Чакин, а построили на средства купца Андрея Текутьева.

Дома N 12-14 — бывшая усадьба тюменского купца, владельца пеньково-канатного завода Николая Осиповича Сергеева. Усадьба (жилой дом и флигель) выстроена в 1909 году и считается уникальным в архитектурно-планировочном отношении представителем модерна в архитектуре.

Дом N 13 построен в 1910 году и принадлежал купчихе Рогозиной. Это один из немногих сохранившихся образцов шестистенного жилого дома.

Дом N 24 известен как дом Рубцовой. Построен в конце XIX века. Это характерный для Тюмени тип дома жителя среднего достатка. В 1910-е годы здесь располагалось фотоателье Луки Ивановича Ларионова.

Дом N 26 — Катаева — Дементьева, уникальный образец ампирного особняка. Построен в середине XIX веке и принадлежал военному врачу Катаеву, около 1907 года перешел к екатеринбургскому мещанину Дементьеву. Среди деревянных жилых домов Тюмени выделяется композицией мезонинного типа и характером обработки деревянных фасадов, оштукатуренных «под камень».

Дом N 3 — дом Буркова. Этот величественный особняк — гордость нашего города и в представлении не нуждается. Он входит в пятерку лучших памятников архитектуры конца XIX века в нашем городе.

А дальше: N 32 — дом Бровцына, N 33 — дом Брюханова. О них тоже можно многое узнать, стоит заглянуть в краеведческие книжки.

Давайте в День города там как следует нагуляемся.

Не прижилась торговля

Гостиный двор. Начало строительства — 1837 год.

О том, что городу необходим гостиный двор, тюменская Дума решила еще в XVIII веке. В генеральном плане 1766 года уже было определено место строительства — стрелка Тюменского мыса или сегодняшний адрес: улица Республики, 2.

А вот сам проект гостиного двора появился более, чем через полвека, в 1822 году: его автор, губернский архитектор Малышев решил, что уместнее всего здание торгового назначения сделать длинным двухэтажным в виде замкнутого каре. Проект-то был готов, но реализовать его тюменские власти смогли только в 1837 году. Тогда Дума в который раз вернулась к этому вопросу и постановила приступить к постройке «наперед одной четверти гостиного двора согласно плану».

Длинный путь к воплощению — больше семи десятков лет. Появление в городе гостиного двора говорило об укреплении купеческого сословия. Двор выстроили не деревянным — каменным. На века. Правда, в проект пришлось внести некоторые изменения, его доработал другой губернский архитектор — Суворов. К 1848 году была закончена северо-восточная часть здания. Вторая половина так и не была достроена (долгое время там располагались деревянные лавки). Строили корпус приезжие мастера — крестьяне Нижегородской губернии Иван, Панкратий и Федор Дмитриевы-Войновы. Кирпичная кладка стен строителями велась аккуратно, с расшивкой швов, чтобы не требовалось штукатурить.

В результате гостиный двор располагал 272 комнатами- лавками для покупателей. Однако в 1906 году выяснилось, что гостиный двор приносит в городскую казну недостаточно дохода, всего 700 рублей в год. Дума постановила всю торговлю сосредоточить на базарной площади, а в здании двора устроить казармы Тобольского резервного пехотного полка. Перепланировкой здания занимался городской архитектор Чакин.

С 1936 по 1946 годы в здании гостиного двора располагалось военно-пехотное училище и клуб офицеров Тюменского гарнизона. В начале 1980-х помещение передали Тюменскому филиалу Челябинского института культуры. Теперь здесь расположены корпус института культуры и военный комиссариат Тюменской области.

Театр, новейшая история

Тюменский драматический театр. Дата постройки — 2008 год.

Величественное здание театра, что стоит на площади 400-летия Тюмени, к памятникам архитектуры пока не причислили. Зато пишут и рассказывают о нем не меньше, чем о старинных купеческих особняках. Может, даже больше, потому что театр новый, красивый и построен, казалось бы, в немыслимые сроки — 1 год и 8 месяцев. Так сработал подрядчик — турецкая фирма с длинным названием «Контек иншаат санайи ве тиджарет лимитед ширкети».

Корреспонденты «Курьера» (нескромно впишем и себя в новейшую историю города) в 2008 году задавались вопросом: будут ли на входе в новый театр драмы выдавать путеводители по зданию? Потому что в пятиэтажном дворце общей площадью более 30 тысяч квадратных метров в ту пору ориентировались даже не все строители. Видимо, поэтому на стенах в коридорах и тогда висели схемы здания — обширные, разноцветные, и можно определить, по какой лестнице нужно подняться, чтобы попасть, например, в большой зал.

Теперь в театре тоже можно заблудиться, но только с непривычки и если вы попали не на зрительскую территорию, а в служебные помещения. Правда, сотрудники театра делали многое для того, чтобы показать свой дворец изнутри: и в костюмерные зрителей водили, и за кулисы, и на поворотном сценическом круге катали. И все равно нет- нет, да и заплутаешь.

Немудрено: три сцены, два десятка гримировочных комнат, 300 служебных помещений, подземный паркинг на 140 мест, 8 лифтов, просторные фойе и ресторан. Классический зал большой сцены, рассчитанный на 765 зрителей, состоит из партера, бельэтажа, лож и балкона. Малый зал вмещает 205 гостей, а экспериментальная сцена готова принять до 100 зрителей. Можно показывать по четыре-пять спектаклей в день. Возведение театра обошлось бюджету в два с лишним миллиарда рублей.

Храмы должны жить долго

Троицкий собор. Дата постройки — 1717 год.

Вы когда-нибудь замечали, что православные храмы очень похожи на былинных богатырей? Вот они, мощные белые плечи — стены, вот они, зоркие глаза — окна, вот шлемы — массивные купола. Троицкий собор тоже похож на Алешу Поповича, присевшего отдохнуть на берегу Туры, да так на нем и оставшегося — видимо, понравились ему здешние места.

Троицкий собор — второй каменный храм, появившийся в Тюмени. Вряд ли его можно рассматривать отдельно от всего комплекса построек Троицкого монастыря, но все же у него имеется своя личная история.

Весь монастырь изначально назывался Спасо-Преображенским и, по преданию, был основан монахом Нифонтом из Казани. Точная дата основания неизвестна. Достоверные даты возникают в архивных документах только с появлением в Тюмени митрополита Тобольского и Сибирского Филофея Лещинского. Как раз он в 1708 году инициировал на территории монастыря масштабную каменную постройку Троицкого храма. В результате весь монастырский комплекс переименовали в Троицкий.

По задумке Лещинского, Троицкий собор построили пятиглавым с пятью же престолами: главным — Троицким, в нижнем приделе — Успения Богородицы Печерской, третьим, наверху — Преображенским, четвертым и пятым — на хорах, названными в честь Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.

Собор жил той же жизнью, что и весь монастырский комплекс. Средства на содержание храмов и братии были более чем скромными. Дело в том, что монастырь был основан без указа царя, и сначала не имел ни крестьян, ни угодий. Городские жители пожертвовали ему землю, которую монахи должны были обрабатывать. Только в 1662 году царь Алексей Михайлович утвердил за монастырем 72 души мужского пола — работников.

Впоследствии у монастыря было семь деревень в Тюменском округе, в которых в 1774 году значилось 516 крестьянских душ. За то, чтобы монахи молились о здравии царского величия, им отпускалось жалованье — 40 рублей в год.

За свою долгую жизнь Троицкий собор не раз ремонтировали. Три самых масштабных ремонта произошли в 1856, 1862 и 2005 годах.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…

Здание станции Тура. Дата постройки — 1885 год.

Сложно думать, что тихая улочка Пристанская когда- то была оживленной. А вообразить здесь паровоз с дымящей трубой — почти невозможно.

Тем не менее, когда в 1885 году в Тюмень проложили железную дорогу от Eкатеринбурга, то именно здесь, на Пристанской, у здания станции Тура она обрывалась, а грузы и пассажиры продолжали свой путь в Тобольск и другие сибирские города по воде. Или на лошадях.

К станции проще всего попасть, спустившись по деревянной лестнице с самой улицы Пристанской, напротив дома N 14 — бывшей гостиницы Ковальского, где в 1887 году останавливался изобретатель радио Александр Попов, об этом можно прочесть на мемориальной доске.

Eще несколько лет назад с проезжей части одноэтажное деревянное здание разглядеть было трудно. Зато оказавшись внизу, на одном с ним уровне, можно было получить замечательную картину. Летом — заросли одуванчиков, прячущие от взгляда железнодорожные пути, что пролегают в нескольких десятках шагов от крыльца станции. Зимой — потемневшее от времени здание с пышными ажурными гребнями наличников.

На стенах станции две таблички: одна оповещает о том, что перед нами станция Тура, другая — о том, что в 1899 году здесь побывал Дмитрий Менделеев. Поэтому в реестре комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области станция и значится как место пребывания Менделеева.

Eще лет пятнадцать назад станция действовала. С самого 1885 года! Правда, пассажиров уже давно не принимала, эта ветка железной дороги помогала лишь по части грузоперевозок. Зато здесь работали несколько смотрителей, которые подбрасывали в котел отопления уголь и следили за порядком в здании.

Сегодня к станции пробиться трудно, ее окружает высокий забор. Eго установили новые арендаторы. Предполагается, что за ним идет затянувшаяся реконструкция памятника историко-культурного наследия. Что ж, может, и правда идет.

История бывает и такой

Тюремный замок. Дата постройки — 1786 год.

«Из какой российской губернии прошагал в кандалах до Тюмени каторжанин, носивший эти лапти, какое он совершил зло? А эта детская колодка наверняка принадлежала ребенку, который вместе с матерью ехал на ссылку вслед за своим беспокойным отцом?»

Так в небольшой брошюре, посвященной работе СИЗО N 1, описываются экспонаты музейной комнаты следственного изолятора, открытой в мае 2006 года. Как раз тогда, во время ремонта трехэтажного тюремного замка, который является частью СИЗО, на чердаке, в грунте, который в прошлые века использовался как утеплитель, рабочие нашли множество вещей. Теперь они хранятся в витринах комнаты-музея: тюремные инструкции, справки, разрешения прокурора, датированные 1891 годом. Среди экспонатов головные уборы заключенного и охранника, лапти, пояса, кандалы…

… Все началось в 1783 году, когда императрица Eкатерина Великая подписала указ о рабочих домах для преступников во всех губерниях России. В 1786 году на пустыре на окраине Тюмени был построен тюремный замок, а напротив него — пересыльная тюрьма, состоящая из бараков. Долгое время пространство между замком и бараками служило воротами в город, окончанием «кандального тракта», по которому из центральной России, гремя цепями, приходили в Тюмень воры, убийцы, разбойники и осужденные по политическим мотивам.

Здание тюрьмы в те годы было огорожено белой кирпичной стеной, стояли полосатые будки, вдоль стены ходил часовой с заряженным ружьем и примкнутым штыком.

Тюрьма была рассчитана на 550 арестантов. Все, как один, в серой одежде — фуражке без козырька, грубых рубашке и штанах и длинной робе. Почти все — в ножных кандалах.

Внутренним, с позволения сказать, убранством тюрьма напоминала все места лишения свободы тех лет. Коридоры с полукруглыми сводчатыми потолками, камеры, больше похожие на монашеские кельи и темное чердачное помещение, что долго служило хранилищем «материальных следов прошлого». Дышать в камерах и коридорах было тяжело из-за отсутствия вентиляции.

У замка много называний: в XVIII веке — тюремный острог, в XIX — каторжная пересыльная тюрьма, в 1918-1922 — исправдом и, наконец, следственный изолятор — с 1937 года.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта