Чья еще там тачка с краю?
Среди регионов, где за последнее время снизилось число погибших и пострадавших в автомобильных авариях, Тюменская область занимает лидирующие позиции. Но один такой день, как эта среда, может в одночасье перечеркнуть всю предыдущую статистику: за сутки на дорогах погибли восемь человек. Трое из них — дети.
На 380-м километре трассы Тюмень — Ханты-Мансийск в тягач «вольво» врезалась «мазда» — в ней ехала семья северян: муж с женой, которым чуть больше сорока, и две их дочки 16-и и семи лет. Все погибли.
В селе Огнево Казанского района пьяный водитель на «ниве» насмерть сбил 12-летнего мальчика Ваню, который возвращался домой со старшей сестрой и мамой.
В Сладковском районе вылетели в кювет и перевернулись «жигули», молодой водитель и его пассажир погибли.
В Ялуторовске пожилая женщина на «оке» сбила другую пожилую женщину, которая от полученных травм скончалась.
О том, как остановить это безумие, говорили вчера в областной Думе, где собрались сотрудники Госавтоинспекции, дорожники, врачи скорой помощи, депутаты, представители системы образования, автошкол, спортивных мото- и автодвижений… В силу специализации они имеют отношение к пропаганде и обеспечению безопасности дорожного движения, а хотелось бы, чтобы свою причастность к этому делу ощущали и все остальные — вне зависимости от профессии, социального статуса и возраста. Эта тема и была главной в повестке дня.
По мнению начальника УМВД по Тюменской области Юрия Алтынова, одними запретительными мерами не добиться улучшения обстановки на дорогах. Яркий тому пример — серьезные санкции для водителей, повторно севших за руль в нетрезвом состоянии. Несмотря на грозящую уголовную ответственность, на этом нарушении в области с начала года попались порядка 700 водителей. Значит, надо зайти с другой стороны: взывать к обществу до тех пор, пока в этом обществе не станет непозволительным садиться за руль пьяным, переходить дорогу на красный сигнал светофора, возить детей в автомобиле без специального кресла, превышать скорость, подрезать другие машины. И если кто-нибудь один попытается это сделать, то другой обязательно остановит. Казалось бы, утопия. Но, как ни странно, участники встречи припомнили немало случаев, когда посторонние люди не проходили и не проезжали мимо тех или иных опасных дорожных ситуаций.
Начальник областного УГИБДД Михаил Киселев сказал, что к ним в дежурную часть регулярно обращаются неравнодушные граждане, которые сообщают о правонарушениях водителей. Благодаря этому сотрудникам удается предотвратить немало печальных последствий. Например, той же пьяной езды.
А представитель областного департамента образования и науки Наталья Охременко поделилась своей личной историей: однажды на трассе ей довелось видеть двух пьяных водителей, которые вышли из своих машин и готовы были завязать драку.
— Когда мы стали звонить в полицию, оказалось, что до нас туда уже позвонили по этому поводу несколько человек. А еще рядом остановились машины, водители и пассажиры которых вмешались в ситуацию. Не совсем подходящее к случаю слово, но все же приятно было видеть такую человеческую реакцию на происходящее, — говорит Наталья Охременко.
Пожалуй, доросли мы и до того, чтобы не проезжать мимо дорожно-транспортных происшествий. Кроме тех, кто бросится снимать последствия на камеру мобильника, всегда найдутся желающие оказать пострадавшим реальную помощь. Другой вопрос, что не у всех хватит для этого опыта. Главный врач станции скорой помощи Лидия Остроумова, пользуясь случаем, обратилась к собравшимся с просьбой разнести по «городам и весям» мысль о том, что в наше время каждый человек должен обучиться азам оказания первой помощи. Да, в этом направлении — совместно с ГИБДД и общественниками — уже много сделано: на станции скорой помощи на постоянной основе проводятся экспресс-курсы для всех желающих. Но надо делать еще больше — в частности, привлечь к сотрудничеству соседние регионы. Жители этих регионов часто пополняют нашу печальную статистику, попадая в ДТП на федеральных трассах, которые проходят через Тюменскую область.
Но обучить чужих правилам хорошего тона на дорогах — это пока сродни мечте, со своими бы разобраться.
И, вроде бы, инспекторы и их добровольные помощники практически не выходят из детских садов и школ. На улицах — чтобы все видели — проводят мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения. Вывешивают дополнительные знаки, предупреждающие баннеры, транслируют социальные ролики…
Но каждый день все равно кто-нибудь пронесется на огромной скорости вопреки общепринятым правилам, до которых ему нет дела.
Именно поэтому, сказал заместитель председателя областной Думы и куратор партийного проекта «Безопасные дороги» Геннадий Корепанов, у профилактической работы не может быть конца и края.