Неплохо бы вмешаться…
Пугало ювенальной юстиции десять лет собирали из соломы и старых тряпок, и вот результат: родители начали с подозрением относиться практически к любым представителям ведомств, структур и организаций, которые призваны заниматься защитой детства.
О «вмешательстве государства в семью» начинают кричать не только, когда речь заходит об известных на всю страну историях с изъятием детей, но даже когда школьный психолог поинтересовался у родителей, отчего их ребенок ходит грустный и не надо ли с ним поговорить и подбодрить.
Между тем в нашем регионе в социальных учреждениях обслуживаются 140 тысяч семей. Много среди них обычных нормальных семей, которые просто воспользовались помощью специалистов, которые специально для этого и сидят в своих кабинетах.
По словам Анастасии Захаровой, начальника отдела по делам семьи, материнства и детства областного департамента социального развития, грубые чиновничьи методы воздействия на семью, которыми родители пугают друг друга в Интернете, специалисты давно отбросили.
— Мы стараемся не воздействовать на семью некими административными или силовыми методами, а взаимодействовать с ней, находить общий язык с каждым из ее членов, — объясняет Захарова. — Консультации психолога, на которые родители приводят ребенка, как правило, быстро перерастают в семейную терапию. Да и вообще специалисты всех ведомств, занимающиеся детским вопросом, отказались от того, чтобы брать на себя роль патронов, руководителей, неких абсолютных знатоков, свысока диктующих мамам и папам, как им жить в их собственной семье. Помочь людям выстроить партнерские отношения друг с другом и с детьми можно, только выстроив сперва эти партнерские отношения между ними и собой — специалистом. Вот когда натянутость пропадает, тогда и совместная работа приводит к положительным результатам. Тем более что способов помочь семьям в нашем распоряжении немало.
Оно, собственно, и понятно: как объясняет Захарова, семейные проблемы лишь на первый взгляд не поражают разнообразием, на самом деле в каждом конкретном случае имеются свои нюансы, делающие ситуацию уникальной. Значит и способов повлиять на нее должно быть значительное количество. Конечно, в большинстве случаев работа с семьей так или иначе начинается с психологических консультаций, но потом может возникнуть необходимость привлечь и других специалистов. Порой весьма неожиданных. Например, многие тюменские родители, хорошо справляющиеся с бытовой составляющей жизни. не умеют проводить с детьми совместный досуг. В таких случаях привлекают педагогов дополнительного образования.
Впрочем, не все сводится к проблемам общения. Бывают и обратные ситуации. Самая банальная, в особенности для многодетных семей: маме не хватает возможности оставить ребятишек на пару часов под чьим-то присмотром и сходить, скажем, в поликлинику. Такое бывает и в благополучных семьях, а не только в «попавших в трудную жизненную ситуацию».
— Это новая форма поддержки — надомное обслуживание, — объясняет Анастасия Захарова. — Социальный работник приходит и присматривает за ребятишками, пока мама занята. Больше 140 семей уже воспользовались этой услугой.
. Да, иногда случается и так, что ситуация в отдельно взятой семье — патовая: стандартные вопросы отцов и детей перерастают в нешуточный конфликт, самостоятельно уладить который стороны уже не в силах. На этот случай в каждом муниципальном образовании Тюменской области имеются инспекторы охраны детства. Всего таких инспекторов шестьдесят — прошедших жесткий отбор, опытных, имеющих юридическое, психологическое или педагогическое образование и дополнительно обученных для соответствия новой должности.
— Сейчас проходят знакомства с инспекторами на местах: и дети, и родители будут знать, что на их территории работают такие специалисты, — говорит Захарова. — Нам важно, чтобы инспектора не воспринимали как человека в форме, полицейского или сотрудника образовательной организации — в этом случае вряд ли дети, да и родители будут открыты. Инспектор должен быть помощником, которому всегда можно позвонить, рассказать о трудностях и проблемах, найти отклик и вместе разрешить сложности.