Далеко ли до Пинатубо
Продолжение. Начало в N 114.
Асфальт из Капаса до Санта-Джулианы очень хороший.
Мы с Ритой сидим очень низко, наши лица на уровне водительского колена, вытяни руку — и коснешься асфальта. Мчимся, настроение прекрасное, вдыхаем теплые запахи земли, человеческого жилья и солярки. Немного тревожит нас то, что мы приезжаем так поздно (хорошо, если успеем к полуночи). Ведь группы на вулкан, мы знаем, стартуют рано утром. Нужны ли какие-то предварительные согласования, удастся ли нам попасть на Пинатубо завтра или придется потерять один день?
Проехали блокпост (рядом американская военная база). Я почему-то думала, придется предъявлять паспорта, но мы даже не остановились. Вот и Санта-Джулиана. На шум трайсиклов выскочил радостный хозяин. Обменялись любезностями, и Алвин спросил полуутвердительно: «Вы же утром хотите на Пинатубо? Погода должна быть хорошей. Можно, конечно, и послезавтра, но послезавтра бог знает что нас ждет. Тайфун все-таки. Он сейчас на севере, но может сместиться вглубь Лусона». Яша вдруг говорит: «Мама, посмотри направо». Я смотрю, а чучело орла на тумбочке у входа в нашу комнату шевелится. Алвин сказал, его можно погладить. Не Алвина, конечно, а орла, живого орла. Главное, заносить руку не сверху, а снизу, раскрытой ладонью вверх. Алвин взял Яшину руку и поднес к птице, и Яша почесал орлу подбородок. Больше этот трюк никому из нас не удался. Я лично дважды пыталась, и оба раза он клевал мне ладонь. Алвин сказал, что у него два орла, две собаки, две кошки и еще один ворон. Оказалось — и правда ворон с подрезанными крыльями и хвостом. Он сел на стол, когда мы завтракали утром, подошел и взял у Яши из тарелки сосиску.
А накануне мы остались и без ужина. Спросили у Алвина чаю, сели попили чай с привезенными из Манилы булками. Правда, булки ехали в сумке рядом с тяжелой фотокамерой и слиплись в один непонятный комок. Но это лучше, чем ничего. Яша еще и орла ими покормил.
Алвин сказал, что мы — третьи русские в его гостиничке. И что поход на Пинатубо стоит 2000 песо с человека. Подъем в шесть, в 6.30 завтрак, выехать в сторону вулкана надо не позднее семи, а то потом военные перекроют дорогу. Но дело не только в этом. Просто удобнее идти, пока не жарко. И когда все идут дружно, не размазываясь по времени. Это и веселей. Например, мы догнали и перегнали семью американских туристов, потом нас обогнали пацаны из Южной Кореи.
Утром перед отправкой мы заполнили какой-то формуляр (куда вписали номер телефона старшей дочери на случай если с нами что-то случится), а также у нас с мужем измерили артериальное давление. Я от неожиданности даже разволновалась, но все оказалось в порядке. Мы купили за 20 песо бамбуковую палку у мальчишки и двинулись в путь.
Алвин снарядил для нас закрытый джип. Такая жалость! Да, грязь из-под колес на нас не летела, пока мы пересекали потоки бегущей с гор воды, зато делать снимки через стекло было невозможно. А сфоткать было что: как джип американцев сел брюхом на камни, как корейцы на своем ярко-желтом модном пикапе штурмовали речку, и пикап так зарывался носом, что казалось, вот-вот опрокинется, или как следующий у нас по пятам вездеходный транспорт поднимает тучу брызг. И вообще, мало ли что. А мы были лишены возможности запечатлеть всю эту красоту. Да и трясло немилосердно. Но это всех, не только нас.
Все, дальше проехать нельзя. Водитель остался в машине, а мы с гидом топаем вперед. Гид маленький немолодой мужчина. Молчаливый, плохо понимающий по-английски. Зато хорошо фотографирующий нас. Я обычно ничего такого не жду от гидов, но он всегда грамотно выбирал ракурс, правильно размещал нас в кадре, менял точку съемки. Зовут его Бой Пеласью. Вроде бы так. Больше ничего не смогла узнать о нем. Бой в своих тапочках-вьетнамках бодро бежал впереди нас, останавливаясь, чтобы проконтролировать, что мы не отстаем и никто не потерялся. А еще он нес пакет с водой. Четыре литровые бутылки. Для нас.
Дорога на Пинатубо в основном каменистая, лишь в самом конце приходится идти сквозь заросли травы, но тоже по камням. А самое приятное — речки и ручьи. Бой останавливается, показывает, на какие камни надо наступать, чтобы не замочить ног, но мы с удовольствием шлепаем прямо по воде. Я под конец даже штанины перестала поддергивать.
Вышли на открытый участок, видим какие-то сооружения под навесом и старую табличку, извещающую, что «ваш трек к Пинатубо начинается здесь». И что максимум через двадцать минут мы будем в кратере. Ловлю себя на мысли, что была бы сильно разочарована, если бы наш трек к Пинатубо оказался двадцатиминутным. По мне так даже хорошо, что несколько лет назад дорога была разрушена сильными ливнями и стала непроезжей.
. Ну, мы картинки кальдеры Пинатубо видели в Интернете, поэтому вид изумрудного озера нас не особо поразил. А вот дети были по-настоящему удивлены! Везде таблички, что купаться нельзя, сорить не надо и не стоит выносить отсюда ничего, кроме фотоснимков. Мы помочили ноги в озере, посидели на берегу, потыкали в воду бамбуковой палкой, обнаружив, что во многих местах прямо у берега палка легко погружается в песок на три четверти длины. Песок ее засасывает. Прямо засасывает.
Проведя около часа в кратере, мы двинулись в обратный путь. Вопреки ожиданиям, идти назад оказалось гораздо легче, мы даже песни пели. Расслабившись, я тут же поплатилась: нога поехала на мелких камешках, и я упала плашмя, ссадив коленку. Камера не пострадала: я как держала ее на весу, так и продолжила держать, она даже не коснулась земли.
Я с удивлением узнала (уже дома), что к Пинатубо есть и другие маршруты. По крайней мере один другой маршрут — из города Порак. Значительно более трудный и продолжительный. На этом треке в декабре 2015 года заблудилась группа туристов, 29 человек. Искали их с вертолета и по земле и спустя сутки благополучно нашли. Хотя, по сообщениям, двоим понадобилась медицинская помощь. А еще у них закончились вода и припасы. Мэр города По-рак по этому поводу (как пишет Philippine Daily Inquirer) дал интервью, что вся проблема в том, что поход не был согласован с муниципалитетом. Мол, маршрут пока позиционируется как горный и рекомендован опытным восходителям в компании аккредитованных гидов. Но вообще-то муниципалитет уже работает в том направлении, чтобы сделать трек более безопасным и доступным. Представьте, 22-километровый маршрут по проселочным дорогам между живописных горных склонов и прямо по хребту, мимо водопада, к обзорной площадке, откуда вся провинция просматривается как на ладони. Прямо зависть берет. А маршрут из Санта-Джулианы, которым мы шли, считается легким и доступен даже малым детям (хотя и не рекомендован лицам младше 11 лет).
Но нам, конечно, все равно понравилось. Масштаб разрушений, произведенных извержением 1991 года, просто грандиозный. Легко представляешь, как неслись с вулкана потоки пепла и грязи, сметая все на своем пути и оставляя в земле такие глубокие раны, как русло лахара О_Доннелл ривер, по которому мы шли. Между прочим, лахары опасны до сих пор. В период тайфунов они становятся подвижными, а предсказать скорость и направление их перемещения практически невозможно. Вот почему треки к Пинатубо сильно зависят от погоды.
— Вот так должен выглядеть настоящий турист. Eго можно узнать по грязным ногам, мокрой спине и отвисшему…
— И отвисшему заду! — Тьфу на вас! Я хотела сказать — по отвисшему карману! Я просто хотела похвалиться, какая я молодец, набрала полный карман разноцветных камешков. Мы отовсюду привозим камешки и образцы песка. Просто так, из интереса.
Мы вернулись к Алвину, где нас ждал ланч (жареная курица с рисом и шоколадный бисквит). У рукомойника я столкнулась с высоким немолодым американцем, главой семейства, которых мы обогнали на треке.
— Привет, вы откуда, — спросила я, раз уж мы потянулись к одному кусочку мыла.
— Мы из Юты, США. — Ооо, а мы из Тюмени, Западная Сибирь. Слыхал? — Возможно, что-то слышал. Алвин кормит ланчем всех возвращающихся с трека, это его бизнес. Потому что его лодж самый ближайший к Пинатубо. Очень здорово, что мы живем здесь. Eдинственное, что плохо, — тут нет горячей воды. Возвращаешься с трека основательно — как бы это помягче сказать? — взмокший. И тут со всей очевидностью встает необходимость мыться под холодным душем. Все бы ничего, но головы тоже надо бы помыть. Поэтому, бросив взгляд на плакатик с рекламой местных экскурсий, мы снова кинулись к Алвину: так и так, хотим поехать на горячие источники.
Продолжение следует.
***
фото: Дальше только пешком;Бой Пеласью;Еще пять лет назад поход к Пинатубо был пятнадцатиминутным и начинался у этой таблички, но потом дорогу размыло;Алвин снарядил для нас закрытый джип;Чучело оказалось живым орлом.