… Взять и однажды спеть все, что хочется!
Давнишную свою мечту осуществил тюменец Владимир Гуревич. Причем начал сразу после. 60-летнего юбилея. Лучше поздно, чем никогда. И оказалось, что совсем не поздно.
Трудно поверить
Песенная строка всплыла из памяти и легла на белое поле монитора моим первым подзаголовком. Действительно, трудно поверить, что Владимир Ильич записал за девять лет столько же дисков с потрясающе разноплановым набором музыкальных произведений. От народных песен и бардовской классики Булата Окуджавы до «Аве Мария».
Спел все, что хотел? Вовсе нет! Аппетит приходит во время еды. И, похоже, настает черед десятого альбома с классическим названием «The Best», то есть, в переводе с английского, «Лучшее».
Но. Конечно, он, инженер Гуревич (который, в преддверии своего 70-летия, продолжает трудиться в одном из проектных институтов города), ничего бы не сделал в одиночку. Тут надо знать, к кому обратиться. Судьба и здесь послала ему роскошный подарок. Новый знакомец стал еще и другом. Образовался необыкновенный и, наверное, очень редкий творческий тандем: самодеятельный певец и профессиональный музыкант.
Позвольте представить: Вахрушев, тоже Владимир, но Иванович, аранжировщик тюменского джазового оркестра «Золотая труба».
Вот они-то вдвоем и создали по-своему удивительную песенную коллекцию, пока более известную родным, друзьям и коллегам. Диски частично раздарены. Отдельные произведения звучали на местных радиостанциях.
Искренне пожелаю результатам вдохновенного труда Гуревича и Вахрушева часа (а лучше многих часов) настоящей востребованности. Послушав только малую толику записанного, я почувствовал: это звучит свежо, душевно и очень лично.
В анкете — «драматический тенор»
Владимира Ильича знаю много лет. В Доме печати работали под одной крышей, хоть и на разных этажах (он был главным инженером издательства «Тюменская правда»).
Но вот о том, как он любит все связанное с хорошей песней, узнаю только теперь. Так умело прятал свое увлечение? Или работа затмевала все остальное?
. Между тем, он до сих пор жалеет, что не пошел в музыкальную школу. Дед предлагал купить аккордеон (тогда даже трофейные, с войны, были в ходу).
Позже Володя освоил гитару и пел в школьном ансамбле. А поступая в Омский политехнический институт, ничтоже сумняшеся написал в анкете: «Драматический тенор» (тембр у него, действительно, такой). Секретарь комитета комсомола посмеялся, а потом «забрил» (именно такое словечко употребил Владимир Ильич) поющего, да еще на итальянском, студента в агитбригаду. «Целый месяц мы мотались по районам, живущим уборочной, и давали концерты. И уже на вечере первокурсника я был своим в студенческом братстве», — с почти юношеским пылом вспоминает Гуревич. Откровением для него стало явление Булата Окуджавы и его удивительного для своей поры творчества. «Обожаю его всю жизнь, собирал его песни под гитару и просто стихи. На третьем курсе я записал на магнитофон две бобины с песнями Окуджавы в моей интерпретации. А через 40 лет — настоящий диск, посвященный ему. Окуджава — бессмертен!»
Мой собеседник благодарит судьбу за то, что свела его с Вахрушевым. «Друзей обычно выбирают в молодости. Но мне повезло: на седьмом десятке я познакомился с удивительным человеком. У Владимира Ивановича — абсолютный слух. Он играет на многих инструментах: баяне, тромбоне, клавишных, гитаре и бас-гитаре, недавно освоил тенор-саксофон. Прекрасно поет. А как аранжировщик он меня просто изумляет. Не могу себе представить до сих пор: партитуры шести-семи инструментов медной группы, еще трех-четырех струнных и ритм-группы сложить в один полнозвучный оркестр! Это же надо слышать каждый инструмент отдельно и в то же время все вместе!»
Гуревич радуется каждой удаче Вахрушева. И не забывает рассказать мне, что на праздничном концерте, показанном телеканалом «Россия» 23 февраля 2015 года, прозвучала песня «Хотят ли русские войны». Группа «Кватро» исполнила ее в новом и очень интересном звучании. Ради чего очень постарался аранжировщик Владимир Вахрушев.
И даже песня о милиции
Мальчик Володя из Ишима сам запросился в музыкальную школу — тем более, она была напротив детсада, куда его водили.
Баян ему к третьему классу поднадоел, что и подтолкнуло, помимо естественного любопытства, к освоению других инструментов.
Потом было училище искусств в Тюмени, оркестровое отделение, выпуск. После чего — совместная работа с другом и сокурсником Александром Молоковым, создателем оркестра УВД. Вахрушев тогда написал песню о тюменской милиции на стихи Николая Козлова.
«Исполнение было просто монументальным, — вспоминает Владимир Иванович. — На сцене — человек 150, солист Костя Крутов (классный баритон), скрипичная группа из училища искусств. Подпевал хор батальона ППС — мы туда специально ездили разучивать песню. Было это в середине 90-х. Потом была работа с МЧС, я для них тоже писал песни. Одна, в исполнении Ольги Пироговой, была удостоена первого приза на всероссийском конкурсе.»
Сейчас он занимается аранжировкой музыкальных произведений и совершенствуется в звукозаписи. Очень ценит возможность работать в таком самобытном и профессиональном оркестре, как «Золотая труба»: «Коллектив у нас играющий, образованный. Дирижер Тимур Бахров — человек разносторонних навыков и умений, и сам аранжировщик. В «Золотой трубе» сегодня собраны лучшие музыканты города».
Владимир Иванович признается, что многое ему дает и общение с Владимиром Ильичом: «Так много знает. Меломан, весельчак — сразу чувствуется, что был когда-то кавээнщиком. Гуревич — очень подвижный человек. Наши совместные упражнения мне помогают — в вызревании новых идей, свежих подходов к музыке. Ведь нельзя жить старым багажом».
Чай вдвоем
Как они записывают очередную песню! Я напросился на это священнодействие. И, тихонько отхлебывая из чашки (в одиночку — моим добрым знакомым было пока не до чая), слушал негромкий голос Гуревича, выпрямившегося во весь свой немалый рост у студийного микрофона.
Происходило действо в одной из комнат квартиры, где живет семья Вахрушевых. Маленькая студия, которой тут, похоже, уже тесновато — компьютеры со специальной программой звукозаписи, синтезатор (он в этот вечер молчал).
Музыка звучала пока только в наушниках того и другого. Позже мне позволят услышать первый результат. Владимир Ильич принес на сей раз «минусовку» (фонограмму без голоса певца — В.Т.) лирического шлягера Михаила Шуфутинского «Обожаю».
Вот так и идет процесс. Для непосвященного не слишком зрелищно и довольно утомительно. Но ведь гораздо важнее другое — то, что получится после множества тонких манипуляций с компьютерными «улучшайзерами» (шутливый термин Вахрушева).
А получается — песня. Таинство совмещения живого голоса и звука. То обыкновенное чудо, что способно высечь искру из слушателя. Да так, что однажды захочется спеть самому — «еще раз, еще раз, еще много-много раз».
***
фото: Владимир Гуревич и Владимир Вахрушев.