Не ваше дело— людей лечить
Мало можно представить себе ситуаций столь же сложных, как и та, при которой в семье живет наркозависимый.
Врачи только головами качают: родственники, перепробовав все официальные возможности излечения, начинают искать альтернативные — некоммерческие реабилитационные центры, каких-то старух-знахарок, шаманов и колдунов.
Казалось бы, реабилитационные центры — учреждения официальные, пусть и частные. Некрасиво ставить их в один ряд с откровенными лжецами, наживающимися на чужой беде. Но. Врачи вообще и директор областного департамента здравоохранения Инна Куликова в частности не раз отмечали: некоммерческие реабилитационные центры работают по несертифицированным методикам, и порой, скажем прямо, их главная цель — получение финансовой выгоды, а судьбы больных людей и их измученных родственников — дело десятое.
— Некоммерческие организации заявляют, что они предлагают социальную реабилитацию, но их программы и деятельность никто не лицензирует, поэтому сложно проверить, как они работают и насколько полезны, — говорит Куликова.
. Тема реабилитационных центров и лицензирования их деятельности поднималась и раньше. В прошлом году руководства наркоконтроля и облздрава специально встречались и подписывали договор о сотрудничестве, в том числе и по вопросам помощи наркозависимым и хоть какого-то наблюдения за деятельностью некоммерческих центров, во многих из которых консультантами работают как раз завязавшие наркоманы. Предполагается, что им будет проще достучаться до пациентов, транслируя собственный опыт.
Но не так давно произошла трагедия, заставившая городское сообщество вновь громко заговорить о частных центрах реабилитации. Напомню: 30-летний наркозависимый погиб в одном из таких центров. Это «Сибирь» в деревне Чаплык Тюменского района. Как отметили в пресс-службе СУ СКР по Тюменской области, мужчина приехал туда «добровольно, но по настоянию своей матери». И в тот же день пожелал покинуть заведение. Но его не пустили: трое мужчин (консультант центра и двое пациентов, решивших помочь) силой задержали не желавшего реабилитироваться наркозависимого и посадили в овощной погреб под зданием. Как в дальнейшем они пояснили следователю — решили, что его поведение неадекватно, и он может быть опасен для окружающих.
Пленник попытался освободиться и начал рыть подкоп, но его действия были замечены, и трое «доброжелателей» надели на него наручники и замотали в ковер. Когда наркозависимому стало совсем плохо, его «выпустили подышать». Он предпринял попытку побега, но вновь был схвачен, замотан в ковер, обвязан поверх скотчем и брошен в погреб. Когда его состояние здоровья еще ухудшилось, тюремщики вызвали бригаду скорой помощи. Но прибывшие врачи констатировали смерть пациента центра реабилитации.
Теперь все трое мужчин, причастных к его смерти, задержаны. Им предъявлено обвинение в незаконном лишении свободы, применении насилия и групповом истязании. Вот что может получиться, когда неспециалисты берутся за столь сложное дело, как работа с наркозависимыми.
— Конечно, квалификацию действиям обвиняемых по делу должен дать суд, — рассуждает Инна Куликова. — Но оказывать именно медицинскую помощь частники не имеют права по закону — нет у них на это лицензии. Eсли вдруг вы увидите человека, который ведет себя явно неадекватно, вы же не сами попытаетесь его лечить, а вызовете скорую помощь. Так и нужно поступать. Вообще, наши наркологи обладают и квалификацией, и всем спектром необходимых лекарств и оборудования, чтобы оказывать помощь наркозависимым. Более того, мы в прошлом году открыли дополнительное стационарное отделение медицинской реабилитации на 15 койко-мест. Горожанам и жителям окрестностей есть куда обратиться за помощью в случае, если в их семье кто-то попал в зависимость от наркотиков. К сожалению, люди в этом случае не слишком доверяют медицине. Возможно, боятся официальности: документов, медицинских карт. Кроме того, процент стабильной ремиссии у пациентов не слишком высок. Но это проблема для всех, кто занимается реабилитацией наркоманов, — значительная часть из них просто не хочет отказываться от наркотиков, не хочет выздоравливать.