X

  • 20 Декабрь
  • 2024 года
  • № 141
  • 5640

Общение в сказочной среде

Известный лозунг «Искусство должно принадлежать народу» с точки зрения доступной среды обретает новые оттенки.

Театральные организации, пожалуй, самые дисциплинированные в этом смысле. Для них удобство передвижения маломобильных групп населения — не просто формальность, которую необходимо соблюсти с точки зрения законодательства. Театр заинтересован в зрителе. И не так важно, какого этот зритель возраста и состояния здоровья. Eсли люди тянутся в театр, то надо создать им условия. Возможно, зрители, которых природа обделила способностью свободно передвигаться, хорошо видеть или слышать, будут даже более благодарными и восприимчивыми к произведениям искусства.

— Входную группу здания театра мы оборудовали пандусами очень давно, — говорит Василий Пустыльников, директор театра кукол. — По широкому пандусу можно подняться и от гардероба на первом этаже до холла перед зрительным залом. Выполнить такие конструкции больших сложностей, в том числе и финансовых, не представляет. Сложнее установить, например, индукционное кольцо для слабослышащих в партере. Теперь у нас есть и это оборудование. Юные зрители с ослабленным слухом через слуховые аппараты могут свободно воспринимать текст спектакля. Кроме того, и в кассах, и даже в буфете есть специальные переговорные устройства, благодаря которым такие посетители могут без посторонней помощи общаться, покупать билеты или булочки в кафе. Для слепых мы проложили рельефную плитку как на подходе к зданию, в кассах, так и внутри. Появилась у нас и тактильная схема-план театра перед входом. Для слабовидящих на дверях наклеили желтые круги и прочертили яркие дорожки. Eдинственное, чего пока не можем — опустить ниже окошечко кассы. Но если приезжает к нам инвалид на коляске, и рядом нет сопровождающего — кассир к нему всегда выходит. Eсли бы мы строили театр кукол с нуля, то многое бы еще для доступной среды предусмотрели. Но пока мы только адаптируем наши возможности к потребностям всех категорий зрителей. Для нас важен каждый из них.

— Я очень люблю спектакли, где играют большие куклы, — говорит Алина, которую мама — Венера Исмагилова — привезла в театр в инвалидной коляске. — Куклы такие добрые. И смотреть на них удобно. И у меня даже есть мечта — посмотреть в кукольном театре спектакль про Машу. Я очень люблю сказку «Маша и медведь». Это самые любимые мои герои. Я хочу, чтобы все дети были такие же добрые, смелые и радостные, как маленькая Маша.

Венера Исмагилова впервые привела свою дочь Алину в кукольный театр, когда той было лет пять. У девочки заболевание опорно-двигательного аппарата, мама ее возит на коляске, и есть отставание в психическом развитии.

— Сейчас моему ребенку 15 лет, но она очень любит мультфильмы и детские спектакли, особенно ей нравится кукольный театр, — рассказывает Венера Шавхатовна. — Там благотворно действует на нее сама атмосфера радости. Первое время она большого скопления людей сторонилась, боялась новогодних представлений с участием Деда Мороза, Бабы-Яги или клоунов, но чем чаще мы ходили, тем больше она привыкала, становилась общительней. И стала меня спрашивать: «Мама, а мы еще пойдем?» Сам круг общения в такой сказочной среде для нее как лекарство. Вокруг дети улыбаются, смеются, все лучше, чем сидеть дома одной. Говорят, что искусство развивает человека. И по своей дочери я понимаю, что это действительно так. Она учится рассуждать, рассказывать, делиться впечатлениями. Она взрослеет, и я этому рада.

***
фото: актеры театра кукол Анастасия Вокуева и Александр Панов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта