X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Театр как возвращение к себе

Молодежный театр-студия «Быть» сыграл последний в этом сезоне спектакль «Отец» на сцене Института геологии и нефтегазодобычи Тюменского индустриального университета.

Премьера состоялась больше года назад на международном фестивале «Театральная революция» и за это время спектакль успел получить множество наград, среди которых золото на 15-х Дельфийских играх России. Для постановок руководитель и режиссер театра-студии Артем Васильев берет произведения современных авторов. «Отец» — симбиоз двух новелл французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта. Первая представляет собой историю трех сестер, живущих у моря. Их отец постоянно на работе, на корабле, а девочки кричат ему с причала: «Нам ничего не нужно! Ты только люби нас и будь рядом». Но отец решает выражать свою любовь иначе. Вторая новелла рассказывает о священнике и девяти еврейских детях, которые неожиданно сроднились в годы Второй мировой войны. Каждое воскресенье отец Понс отводил этих детей на аукцион, но не продавать, а в надежде найти им любящих родителей. Девять детей, каждому из которых девять лет. И всего девять шагов по деревянному помосту для решения судьбы, а десятый будет уже шагом в отчаяние. Забрать ребенка или нет? Открытый финал спектакля ставит перед выбором зрителя. Этот экзамен на смелость актеры театра «Быть» проводят именно для него.

— Я не делал ставку на то, что зритель обязательно выйдет, для меня это просто открытый финал, — делится руководитель Артем Васильев. — Обычно люди уходят со спектакля вдумчивые, погруженные в себя, потому что хэппи-энда не случается, и дети, считающие, ищущие, все стоят на помосте и ждут. Но эмоции и аплодисменты были совершенно иные, когда кто-то все-таки находил в себе силы и делал выбор в пользу ребенка.

— Я не был еврейским ребенком на войне, но, проиграв эту роль на сцене, понял, как важно не дать сказать «десять», суметь помочь вовремя. Театр показывает мне мои же, порой нелицеприятные, стороны, — говорит актер театра Eгор Нефедов.

Тема выбора знакома лично каждому из «бытяшек» — так называют себя актеры театра-студии. Руководитель и режиссер театра Артем Васильев, к которому актеры обращаются только по имени-отчеству, несмотря на небольшую разницу в возрасте, создал «Быть» пять лет назад, когда сам еще был студентом ТГИКа. Искать таланты решил среди студентов бывшего архитектурно-строительного — нынешнего Тюменского индустриального университета, за которым «Быть» и закрепился. Первое время приходило несколько человек, но сейчас желающих пополнить ряды «бытяшек» собирается больше 60. Эти осенние наборы здесь не называют кастингом — Артем Васильев выбрал иной формат. В течение трех дней все заинтересованные люди могут посетить тренинги и мастер-классы, которые проводит сам руководитель театра. Он считает, что так честнее — сначала поделиться тем, что ты знаешь и умеешь, а уже потом делать выбор.

Основная по документам должность Васильева — преподаватель эстрадного пения на две ставки в Тюменском колледже искусств. Руководство театром-студией не приносит ему дохода, скорее, наоборот. Говорит, что оставил бы, если бы мог. Но нет, это то, что должно быть. Не ради денег, а ради души. Фразу «нельзя не играть» Васильев повторяет своим «бытяшкам», а они говорят о важности выбора со сцены со зрителем.

— Всего и надо, что вглядеться, даже стих такой есть, — вспоминает режиссер. — Было открытием, что в техническом вузе есть столько людей, готовых проводить вечера в нашей студии. Оказалось, у менеджеров, экологов, инженеров есть большое желание творить не только в профессиональной деятельности, но и на сцене.

А что же представляет собой этот театр-студия — вечернее пристанище творческой молодежи? Вместо кассы — вахта общежития. Вместо сцены — деревянный помост среди стен, укрытых плотной черной тканью. Актеры по совместительству костюмеры, а режиссер еще и гример. Таковы реалии молодежного театра-студии «Быть» и, пожалуй, каждого подобного коллектива. Сейчас здесь каждый день с 7 до 11 вечера проходят репетиции нового спектакля. «Бытяшки» не только знакомятся с текстом, но и сооружают мачту из подручных материалов, тренируются в рисовании морщин у глаз, настраивают дым-машину. И хоть спектакль еще не готов, актеры на очередном прогоне доказывают, что для настоящей театральной атмосферы не много надо: валенки, одежда из парусины, приглушенный свет. И репетиционная каморка в общежитии Тюменского индустриального университета наполняется настроением.

Ради репетиций актеры забывают на время о своей основной занятости. Например, Eкатерина Пронина бежит на них после работы в Сбербанке, еще девушка учится в магистратуре в ТИУ.

— На работе не все понимают мою любовь к театру, — говорит Катя. — Спрашивают: «Тебе там хоть платят?» А мы же этим занимаемся совсем не ради денег.

Eгор Нефедов — студент 4-го курса городского кадастра в ТИУ, спешит на репетиции после учебы. Недавно в деканате он получил совет, что хорошо бы расставить приоритеты, определиться, на каком месте для него учеба, а на каком — театр. И Eгор признается, что скорее пропустит пару, чем репетицию.

— Театр — это как возвращение туда, где ты вырос. Ты понимаешь, что многое изменилось, но дерево, под которым ты сидел с друзьями, осталось прежним. С театром так же. За три года, что я здесь, менялись друзья, уходили близкие мне люди, а театр оставался тихой гаванью, — размышляет Eгор. — Иногда появляется усталость и хочется оставить это творчество, но когда я выхожу на сцену, хорошо играю свою роль, вижу глаза зрителей, то понимаю, что именно сейчас живу.

Театр как школа, как беспрерывный образовательный процесс. И пусть «бытяшки» далеки от большого театра, это не мешает им говорить со зрителем о важном. Пока актеры еще размышляют о своей дальнейшей истории, получении дополнительного театрального образования. Но однажды не нужно будет выбирать, расставлять приоритеты, взвешивать «за» и «против». Просто станет невозможным поступить иначе.

Спектакль «Отец» театр-студия «Быть» сыграл более двадцати раз, и лишь на трех из них зритель делал правильный выбор, намек на который заключен в названиях самого коллектива и спектакля — «быть отцом». Быть руководителем, быть актером, а для зрителя — быть человеком. И пусть на n-ном спектакле «Отец» в новом театральном сезоне зритель встрепенется, почувствует эту тонкую семантику названий и, найдя в себе силы, стиснет в объятиях всех детей.

***
фото: Сцены из спектакля.;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта