Скифское золото из парка Гагарина
У археологии во всем мире одна и та же беда — черные копатели.
Это только в приключенческих фильмах про Индиану Джонса и Лару Крофт расхитители гробниц и древних поселений представляются крутыми и обаятельными. В жизни они более прозаичны и совсем не благородны. В XVIII веке в наших краях грабить старинные курганы, добывая золото, выходили едва ли не целыми деревнями. Да и теперь археологам редко удается прибыть на место древнего поселения или захоронения раньше соперников. Не потому что археологи нерасторопны, а потому что они-то получают специальные разрешения на раскопки и держатся в рамках закона. А копателям с металлоискателями законы не писаны.
Поэтому пару лет назад поднялась изрядная шумиха вокруг найденного в районе Андреевского озера клада с серебряными украшениями. Редкая удача!
— Когда я еду на раскопки, знаю, что там найду — керамику, — вздыхает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, искусствоведения и музейного дела тюменского института культуры Алексей Гордиенко, который и нашел Андреевский клад. — Все остальное — бронзу, серебро — копатели вытащили до меня. И применили в далеко не научных целях. Будь моя воля, я бы запретил металлоискатели для свободной продажи. Пусть ими пользуются только те, кому они необходимы для работы.
С 2009 года Алексей Владимирович руководит в институте культуры археологической практикой, возит студентов на раскопки. И в два счета ломает стереотипы о том, что археология интересна только у подножия египетских пирамид, а никак не в Тюмени.
— Обо мне можно так сказать: где родился, там и пригодился, — говорит ученый. — Мой период — средневековье. Я работаю с поселениями, захоронений не раскапываю. У меня нет предубеждений на этот счет, но есть. уважение к мертвым. Так, наверное, это можно назвать.
Гордиенко рассказывает, что Тюмень — практически непаханое поле для археологических исследований. Только в самом городе — как минимум, четыре крупных объекта для изучения. И еще один — за чертой города.
— Сам наш город, его культурный слой — памятник археологии. Во-первых, это древний татарский город Чинги-Тура, который находился в нынешнем историческом центре, неподалеку от музея «Городская Дума». Во-вторых, древний русский город Тюмень, то есть, то место, где стоял острог. В-третьих, мы изучаем Городище, где в средние века было поселение примерно на 150 человек, о чем говорит сохранившийся пол землянок.
Eще один объект — парк имени Гагарина, где находится курганный могильник первого тысячелетия до нашей эры. Именно оттуда взята знаменитая золотая коллекция Петра I — скифское золото. Курганы эти были ограблены еще в XVIII веке. Горожане теперь жарят на них шашлыки.
И, пожалуй, главный и крайне интересный для изучения объект — озеро Андреевское и его окрестности. Там есть все: памятники от каменного века до средневековья и современности. Самые древние памятники относятся к 7 тысячелетию до нашей эры. В это время на территории сегодняшней Тюмени появились первые люди — после мамонтов, которые вымерли в X веке до нашей эры. Вот такая она, Тюмень археологическая.
Одним словом, работы Гордиенко и его коллегам хватает. Конечно, если появится вдруг возможность поработать в других городах, областях и даже странах, то ученый не откажется. Но счастье, говорит он, что ему действительно интересно изучать то место, где он живет. Потому что страна в смысле археологических исследований разбита на регионы, и преодолеть их границы бывает не так-то просто.
. Eсли же вернуться к черным копателям (некоторые называют их черными археологами, но Гордиенко против такого названия), то их хоть и проклинают ученые по всему миру, но испортить археологам жизнь окончательно им, к счастью, не удается. Ученые могут вести свои исследования и на уже ограбленных объектах, на то они и профессионалы. И научные работы пишут, у Алексея Гордиенко в следующем месяце как раз выходит книга.
***
фото: 3. монеты из Андреевского клада;4. Алексей Гордиенко