Сибирские мальчики-солдаты
Продолжение.
Начало в N 99, 100
Наградные листы, наградные листы.
Раскрытые, рассекреченные на сайте «Подвиг народа» они принесли в наш мир новую информацию, неизвестную прежде. Практически, раскрыли: что же на самом деле стоит за такой расхожей формулой — подвиг народа?
Согласимся: да, стандартные тексты, написанные по шаблону. Фактически — развернутая анкета, в которой добавлен всего один вопрос: краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг. Не литература, конечно. Хотя встречаются и удивительные строки, как в наградном листе одного из героев штурма рейхстага, нашего с вами земляка, пехотного капитана Василия Ярунова. «Тов. Ярунов выполнил возложенную на него задачу блестяще, несмотря на то, что враг бросался в яростные контратаки.» — аккуратным почерком вывел неведомый нам писарь 756-го стрелкового полка на стандартном бланке.
Эти скупые, даже суховатые строки удивительным образом сохраняют чувства человека, диктующего «краткое, конкретное изложение». Человека, который не только собственными глазами видел бой, но и, скорее всего, сам участвовал в нем. Это знание не придумаешь, не вообразишь, не украсишь. Это как тексты — рассказы, повести, романы, которые написали после войны пехотные, артиллерийские, саперные лейтенанты, создав целое направление в русской литературе — «лейтенантскую прозу». Только подобное знание может создать не всеми до сих пор принятый, но по свидетельству многих, абсолютно точный текст, написанный фронтовым поэтом: «.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький, ты не ранен, ты просто убит. Дай на память сниму с тебя валенки, нам еще наступать предстоит.»
Видимо, из лейтенантов 50-й танковой бригады, Уманской, гвардейской, с пятью боевыми орденами на знамени, никто в писатели не вышел. Не случилось. Во всяком случае, мне не удалось обнаружить в сети что-нибудь подобное. Только сухое и немногословное описание боевого пути.
Может быть, свою роль в отсутствии стремления пишущей братии к художественному осмыслению боев и походов 50-й сыграла катастрофа под Воломином в августе 1944 года? Не знаю. И наград за эту малоудачную операцию, по понятным причинам, не давали. Бригадное начальство после выхода из окружения, в основном, занималось не наградными листами, а составлением именного списка безвозвратных потерь. Eдинственное «краткое, конкретное» описание августовских событий мы с вами прочли в фильтрационном деле Петра Королева, автоматчика моторизованного батальона («Тюменский курьер», 8 июля с.г.).
Но так или иначе, бригада из окружения вышла. Война продолжалась. Вскоре начался сорок пятый, победный год. Но до конца войны еще надо было дожить.
Должен оговориться, что в воспоминаниях того времени встречаются противоречивые оценки этого «вида литературы». Но. за неимением гербовой пишем на простой, не так ли? Бери, что дают. Несомненно одно — это документы конкретной эпохи, которые несут на себе явный отпечаток времени. Так, как обнаруженная в меловых отложениях окаменелость не является точным подобием живого существа, плававшего в первобытном океане примерно миллион лет назад. Но только она свидетельствует о том, что первобытный пловец существовал.
Думаю, читатель сыт моими рассуждениями вокруг да около. Хотелось бы перейти к свидетельствам, добытым из документального моря Второй мировой войны.
Вот одно из них — наградной лист Бурмыкина Андрея Петровича, 1926 г., уроженца Ишимского района, автоматчика моторизованного батальона 50-й танковой бригады, представленного к ордену Красной звезды.
«. при отражении контратак противника в районе д. Альт-Грапе показал образцы геройства и мужества, уничтожил 11 немецких солдат и офицеров и принес два пулемета.» (из наградного листа от 21.03.1945).
Когда говорят пушки.
. музы, как им и положено, молчат? Молчали бы даже сладкоголосые сирены, а не только писари, заполнявшие наградные листы во исполнение воли непосредственных начальников. Хотя и начальники, понятное дело, тоже были бы заинтересованы, чтобы ратные подвиги подчиненных были отражены как следует и отмечены соответствующими знаками воинской доблести.
Молчали потому, что грохотали танковые пушки с обеих сторон. 85-миллиметровые орудия танков Т-34-85. И 88-миллиметровые у «тигров».
Напрасно было искать в архиве 50-й танковой бригады наградные документы, датированные первыми числами августа 1944 года. По крайней мере, мне не удалось их найти.
Вот что написано об этом времени и об этом сражении в сборнике «Советские танковые армии в бою»:
«. 2-я танковая армия. самостоятельно вела оборону в течение трех суток при недостаточном авиационном прикрытии — всего один истребительный авиационный полк. Об ожесточенности боев можно судить по тем потерям, которые понесли соединения армии — 284 танка и САУ. Из них 40 процентов — безвозвратно.»
В общем наградном списке самой 50-й бригады этот период тоже не отмечен. Заодно и вспомним об этом списке.
19 марта 1944 года, за освобождение города Умань — бригада получает почетное наименование Уманьской.
8 апреля 1944 года, за форсирование реки Днестр — орден Красного знамени.
Июль 1944 года, за освобождение города Люблин — орден Суворова 2 ст. (указ подписан 9 августа).
1 декабря 1944 года — бригаде присвоено звание гвардейской.
19 февраля 1945 года, за освобождение Варшавы — орден Ленина.
5 апреля 1945 года, за отличие при вторжении в Померанию — присвоено почетное наименование Померанской
26 апреля 1945 года, за овладение городами Штаргард, Наугард, Польцин — орден Кутузова 2 ст.
11 июня 1945 года, за овладение городом Берлин — орден Богдана Хмельницкого 2 ст.
Понятно, что в списке блистательных, без преувеличения, побед не нашлось места трагическому танковому сражению у польского городка Воломин. Оно было сопоставимо по потерям с тем, что годом раньше происходило под Прохоровкой. Здесь — 284 танка и САУ. Под Прохоровкой 5-я танковая армия генерала Ротмистрова потеряла, по докладу начальника штаба Баскакова, 344 боевых единицы.
И мы бы ничего не узнали о катастрофе под Воломином, если бы случайно не наткнулись на список пропавших без вести земляков?
. Когда 50-я бригада, как и вся 2-я танковая армия, билась с превосходящими силами противника у городка Воломин на правобережье Вислы, нашим было не до наградных листов. Наградные листы, которые нам, наконец, удалось прочитать, датированы январем-февралем 1945 года, когда Красная армия освободила полуразрушенную Варшаву.
Следующая группа документов — уже март. Танкисты бились в узких улочках старинных городков в районе Гданьска и Щецина, а автоматчики оберегали их от немецкой пехоты, вооруженной фауст-патронами, одноразовыми гранатометами с кумулятивной гранатой страшной пробивной силы. Дорого, судя по спискам потерь, достался городок Альт-Грапе, на бывшем военном кладбище в котором похоронены были и танкисты, и автоматчики.
После войны, согласно Ялтинским и другим соглашениям на самом верху, территория Померании отошла к Польше и называться стала — Поморье. Альт-Грапе теперь пишется — Старо-Храпово, однако поиску захоронений погибших в годы войны советских солдат это не слишком способствует.
На форумах поисковиков утверждается, что «первичных кладбищ на территории Польши уже не осталось, захоронения перенесены на крупные мемориалы». С одной стороны, это хорошо. А с другой — при переносе исходная информация, оставленная армейскими похоронными командами, нередко утрачивается. Фамилии переписываются с искажениями. Родственникам, даже сохранившим похоронные извещения, трудно разобраться в новых адресах, исправленных в соответствии с иной географической реальностью.
Как свидетельствует Ярек, админ сайта «Форум авиации СГВ», солдатские могилы из Альт-Грапе еще в 1945 году были перенесены в Старгард-Щециньский на улицу Реймонта, где ныне расположено военное кладбище под названием «Мавзолей». Там захоронен прах 4623 солдат Красной армии.
Мои попытки отыскать среди них наших мальчиков не удались. Фамилии расположены не по алфавиту. Кроме того, персональный перечень то и дело сменяется другим: «405 неизвестных», «12 неизвестных», «106 неизвестных».
Что же, пришло время внимательно посмотреть то, пусть и небольшое, что положила к редакционному письменному столу история. У нас есть 46 фамилий семнадцатилетних, практически, мальчишек, ставших в 1944 году автоматчиками танкового десанта.
Окончание следует.