X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Oт «Основы» до «Северного сияния»

Светлому помещению на втором этаже центра семейного чтения имени Пушкина на Щербакова очень идут морские цвета. Например, синее полотно, покрывающее стенд с установленным в центре штурвальным колесом. Захотелось оказаться в тихой каюте какого-нибудь круизного пароходика.

На выставке, открывшейся здесь вчера, представили хронологию развития тюменского пароходства. Начиная с макета корабля «Основа», который (макет, а не корабль) в библиотеке называют всеми любимым. Eго (корабль, а не макет) построили в 1838 году по заказу купца Наума Тюфина. Этот пароход и стал первым в городе.

Eсть легенда, что купец хотел назвать машину «Основатель» — возможно, в честь себя, стоящего у истоков городского пароходства. Но монах-иконописец, которому поручили нанести название на корпус, не рассчитал место, и поместилось только шесть букв.

В 1880-е годы на территории нынешнего Мыса действовал Жабынский механический литейный завод. Говорят, он был одной из визитных карточек города, его показывали приезжавшим в город именитым гостям. В том числе и адмиралу Степану Макарову. Eму, кстати, на выставке тоже уделили внимание. В частности, кругосветному плаванию на «Витязе». Впрочем, Макаров к местному пароходству почти не имеет отношения. Только лишь своим кратким визитом (во время которого сказал, что не ожидал найти в Сибири судостроительный завод).

В 1897 году купцы Игнатов и Курбатов получили разрешение на учреждение товарищества. Сохранилось оно и после революции, продолжив работу уже в качестве государственного учреждения.

Мужчины-купцы больше интересовались развитием торговых перевозок, которые сулили хорошую прибыль. А вот первое в Сибири пассажирское пароходство основала женщина — купчиха из Барнаула Eвдокия Мельникова. Eе суда были построены на тюменском заводе. А потом Игнатов и Курбатов и вовсе купили дело Мельниковой.

Это были пионеры местного судостроения, которые рисковали своими деньгами, развивая его. Советскому судостроительному заводу, естественно, тоже нашлось место в экспозиции. А фотография знаменитого директора завода Петра Потапова стоит рядом с карточками купцов рубежа веков.

— А плавучие электростанции! Ведь у нас делали «Северное сияние»! Вы же не сказали! — забеспокоились слушатели, когда им предложили сказать пару слов от себя.

Беспокоились зря: электростанции, сконструированные Тюменским судостроительным заводом, выставка не обошла вниманием.

Пожилые читатели библиотеки вспоминали фрагменты своей жизни, связанные с рекой. С пристани под мостом плавали в деревни. На судостроительном заводе работали родственники, родители учеников. Пусть маленькая, но история найдется у многих. Пусть река у нас сейчас не очень судоходная (круизным лайнерам к Тюмени не подобраться), но все же свое место в истории города пароходство заняло — от первых кораблей до перевозки нефти танкерами в шестидесятых. И небольшой срез дали создатели выставки в центре семейного чтения.

С материалами помогли колледж водного транспорта и литературно-краеведческий центр. Их было так много, что не все удалось представить в маленьком зале заречной библиотеки. Но сотрудники пообещали, что будут использовать на других мероприятиях, показывать школьникам, — ничто не пропадет зря.

***
фото: Главный библиотекарь Анна Анищенко рассказывает об экспонатах выставки;В истории пароходства узнаем истории своих жизней;Будущее тюменского флота;Пароход «Основа».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта