Куда приводят мечты
«Маргарита», Франция, Чехия, Бельгия, 2016. Режиссер Ксавье Джанноли. В ролях: Катрин Фро, Андре Маркон, Мишель Фо и др. 18+
Мечтам очень часто свойственно сбываться. Только всегда ли во благо? Или некоторым желаниям лучше так и оставаться желаниями? На этот вопрос с блеском отвечает Ксавье Джанноли, чей новый фильм «Маргарита», получивший несколько премий (в том числе на Венецианском кинофестивале), стартовал в российском прокате во второй половине мая.
Маргарита Дюмон — до неприличия богатая дама, которая может позволить себе любой каприз. У нее есть все. Кроме того, что действительно имеет значение для этой немолодой женщины, — любви супруга и певческого таланта.
Маргарита не просто любит музыку, а боготворит ее. В ее вечно звучащем доме слуги втыкают в уши затычки, а муж раз за разом врет о сломавшейся машине, чтобы только оттянуть момент возвращения в родные пенаты. Почему? Потому что Маргарита не умеет петь. У нее нет ни слуха, ни голоса, она фальшивит, но делает это самозабвенно. И никто из окружающих не решается сказать, что ее пение ужасно: кто-то — жалеет, а кто-то пользуется расположением доброй и наивной женщины, не желая терять спонсорскую помощь.
Героиня с искренней радостью принимает столь же фальшивый восторг, все более утверждаясь в мысли, что обладает недюжинным талантом оперной певицы.
Нам часто говорят, что талант несет в себе лишь несколько процентов для будущего успеха. Все остальное — каторжный труд, готовность работать на износ, не жалея себя. Но так ли не важны те несколько процентов? И можно ли построить себя, не имея дара, но будучи готовым принести на алтарь мечты любую жертву, какая только потребуется?
Маргарита — готова. Все больше погружаясь в мечту, она постепенно теряет связь с действительностью. И, как это часто бывает с красивыми сказками, при соприкосновении с реальностью они разрушаются, как карточный домик.
Картина Джанноли — один из тех редких случаев, где на высоте абсолютно все актерские работы. В особенности, конечно, стоит отметить исполнительницу главной роли Катрин Фро, сумевшую передать отчаянное одиночество героини, которая просто хочет, чтобы ее любили.
Но внимания заслуживают и хмурый Дени Мпунга, чей тяжелый взгляд становится завершающим штрихом картины. И Андре Маркон в образе усталого, запутавшегося во лжи супруга Маргариты. И Сильвен Дьюэд, исполнивший роль циничного и насмешливого журналиста.
«Маргарита» удачно сочетает в себе как глубокую драму, так и комедийные сцены, которые смотрятся органично и естественно.
Кстати, у экранной мадам Дюмон есть прототип — американская певица Флоренс Фостер Дженкинс, прославившаяся благодаря полному отсутствию голоса и чувства ритма.
«Закрой уши и открой свое сердце» — гласит слоган фильма. И, пожалуй, именно эта фраза наилучшим образом характеризует пронзительную картину о бесталанной, но смелой и искренней женщине.
*студентка ТюмГУ
***
фото: Катрин Фро в роли Маргариты.