Вначале был пешеход
На очередном заседании общественного совета при областном УМВД было предложено издать кодекс поведения водителей и пешеходов. Призвать в авторы психологов, социологов, журналистов, сотрудников полиции… И распространять эту брошюрку в детских садах, школах, вузах, в трудовых коллективах и среди пенсионеров.
Но это тот случай, когда написать руководство к правильному действию гораздо проще, чем убедить людей это руководство прочитать и следовать ему.
Начальник областного УГИБДД полковник Михаил Киселев начал свой доклад с того, что основные причины аварий — это водители и пешеходы, которые отрицают общепринятые нормы. Начиная от правил дорожного движения, заканчивая элементарными правилами приличия. Полковник сравнил ситуацию, складывающуюся на российских дорогах, с ведением активных боевых действий. Даже число жертв приходится подсчитывать, как на войне. По мнению председателя общественного совета Александра Петрушина, имеет место не просто недопонимание водителями пешеходов и наоборот, а взаимная неприязнь.
Чего уж говорить… Даже по репликам участников совета было понятно, кто и как прибыл на заседание — пешком или за рулем.
Общественники-автомобилисты предложили увеличить штрафы для пешеходов, которые переходят дорогу в неположенном месте и на красный сигнал светофора. Пусть вместо 500 рублей будет, скажем, пять тысяч. Но Михаил Киселев остудил пыл приверженцев карательных мер, рассказав, что, несмотря на повысившиеся штрафы для водителей, повторно севших за руль в состоянии алкогольного опьянения, сотрудники ГИБДД каждые сутки останавливают от пяти до 12 таких водителей. Так что штраф — не всегда действенная мера.
— Да и бабушки! — присоединились к обсуждению другие участники совета. — Откуда у них эти пять тысяч рублей? Здесь надо действовать иначе…
Но как? С бабушками-то? Спорить участники заседания не стали, пожалуй, только о том, что сегодня самыми законопослушными гражданами являются дети, а не их родители и бабушки с дедушками. Скорее всего, дает о себе знать пропаганда, проводимая в детских садах и школах. Среди студентов тоже проводится просветительская работа. А взрослых людей приходится отлавливать поодиночке и если не штрафовать, то пытаться объяснить им, почему нельзя делать так, как они делают. Что примечательно, с инспекторами чаще всего соглашаются, но уже на следующий день идут и едут по проторенной дорожке.
Полковник Киселев припомнил случай, когда после выхода в эфир телепрограммы, на которую пригласили юных пассажиров, травмированных в ДТП, инспекторы ГИБДД зафиксировали в несколько раз больше нарушений правил перевозки детей.
— У водителя спрашивают: «Вы программу видели?» Он отвечает, что видел. Но своего ребенка все равно не пристегнул, — разводит руками Михаил Киселев.
— Водители вообще чаще нарушают правила! — подключились к дискуссии убежденные пешеходы из числа общественников.
Чаще и жестче, потому что в их распоряжении страшное оружие — автомобиль, который в определенной ситуации не оставляет пешеходу ни единого шанса уцелеть. Например, когда машины гоняют по двору. На это полковнику Киселеву пожаловались сразу несколько участников заседания.
Начальник областной ГАИ ответил, что выставить по инспектору ДПС в каждом дворе — это, конечно, нереально, однако в скором времени в жилом массиве наверняка появится такая же система фотофиксации нарушений скоростного режима, как и на проезжей части городских улиц. По мнению полковника, осознание того, что за тобой наблюдают, дисциплинирует.
Александр Петрушин, в свою очередь, предложил еще одну дисциплинирующую меру: предупредительные таблички.
— Недавно, например, я заметил, что в центре появились таблички, запрещающие выгуливать собак. Действует. Почему бы в опасном месте не установить табличку «Не переходи здесь дорогу — ты рискуешь своей жизнью!» Eсли человек несколько раз ее прочитает, предупреждение отложится в его подсознании, — считает Александр Антонович.
Идею об информационных баннерах поддержал и начальник областного УМВД генерал-майор Юрий Алтынов. Предложил обсудить на заседании комиссии по безопасности дорожного движения возможность сотрудничества с рекламными агентствами. Их специалисты точно знают, что необходимо сделать, чтобы социальная реклама запомнилась участникам дорожного движения. Особенно такие баннеры будут актуальны на федеральных трассах, по которым тысячи водителей поедут в отпуска, а в конце лета — обратно. И все это на высоких скоростях, чтобы успеть переделать все важные дела. Как будто есть что-то важнее человеческой жизни…
— Прогресс сильно повлиял на нашу психологию. Получается, что у нас не автомобиль для человека, а человек для автомобиля. Хотя все мы в первую очередь являемся пешеходами и только после этого — водителями транспортного средства, — подчеркнул генерал Алтынов.
… А общественники решили, что будут — по мере сил — в очередной раз призывать к взаимоуважению и порядку. Как пешеходов, так и автомобилистов. Пока не помирятся.