Туземцы не в Африке
«Представьте, что вы вдруг со всем своим снаряжением остались на тропическом берегу около туземной деревни, меж тем как лодка или шлюпка, на которой вы приплыли, отплывает и исчезает из поля зрения. И как только вы поселитесь в доме живущего по соседству белого человека, купца или миссионера, вам останется только одно — сразу же приступить к вашей этнографической работе».
Эта цитата из книги британского антрополога Бронислава Малиновского как нельзя лучше иллюстрирует представление людей, далеких от науки, о том, чем должны заниматься ученые-антропологи: считается, что они едут в далекие края и живут там в окружении дикарей, прикрывающих наготу пальмовыми листьями.
Во времена самого Малиновского примерно так оно и было. Но сегодняшние антропологи имеют куда более широкий круг интересов. Об этом на социогуманитарном форуме, организованном ТюмГУ, рассказал Николай Ссорин-Чайков, преподаватель кафедры социальной антропологии Кембриджского университета.
В первую очередь он посетовал, что современных антропологов «перестали узнавать, потому что они больше не изучают людей в головных уборах из перьев». А потом объяснил: да, некоторые принципы научной работы в его дисциплине неизменны с конца XX века и описаны как раз Брониславом Малиновским. Например, что нужно знать язык того народа, который ты изучаешь, или что «в поле» необходимо провести не меньше года. Но в XXI веке эта наука смело «вторгается на территорию социологии и истории», ведь общество, которое хотят изучать антропологи, — вокруг них. Объектом может стать и современник, и земляк, и другой антрополог, и даже ты сам! Впрочем, последнее, на взгляд Николая Ссорина-Чайкова, хоть и имеет право на существование, но к развитию антропологии как науки ведет слабо. Зато масса других направлений явно позволит человечеству со временем лучше разобраться в себе.
— Кэтрин Вердери работала в Румынии во времена режима Чаушеску, — рассказывает Ссорин-Чайков. — А много лет спустя смогла получить доступ к файлам, которые на нее собирали спецслужбы этой страны, подозревая в шпионаже. Проанализировав проделанную ими работу, она написала книгу, в которой пришла к выводу: действия спецслужб были очень неорганизованными! В разных донесениях агенты даже путали ее имя, называя как угодно, только не Кэтрин.
Как объясняет Николай Ссорин-Чайков, современные антропологические исследования могут выглядеть и как работа Вердери, и как работа американца Хью Гастерсона, который готовится выпустить книгу о дронах — беспилотных летающих аппаратах. Он пообщался с пилотами этих машинок, используемых и в военных целях, и задался нетривиальными вопросами: «является ли солдатом пилот дрона, который атакует террористов в Йемене, сам при этом находясь на военной базе в штате Юта?» и «если да, то будет ли удар террористов по этой базе сообразным этике военного времени?»
Или вот еще одно новое и очень актуальное направление антропологии, появившееся благодаря повсеместному распространению онлайн игр, имитирующих повседневную жизнь людей. Одна из них, сочетающая в себе элементы социальной сети и симулятора, так и называется — «Вторая жизнь». В ней миллион пользователей, но никто из них не стремится «прокачать» своего персонажа, пройти «квест» или победить «босса». Все зарегистрированные там люди. просто живут, как им нравится: состоят в сообществах по интересам, создают виртуальные товары, строят виртуальные пространства или предметы искусства, путешествуют по многочисленным примечательным местам этого виртуального мира. Антрополог Том Боеллсторф первым заметил, что это тоже в некотором роде «туземное общество», которое достойно изучения. Более того, очевидно, что с развитием технологий таких обществ будет все больше, и неплохо было бы знать, по каким законам они развиваются.
Конечно, максимум, что могли сделать с антропологом африканские туземцы, — это съесть. А служба безопасности крупной корпорации или, того хуже, иностранная разведка способны создать ученому куда более серьезные проблемы. Но Николай Ссорин-Чайков убежден, что развитие антропологии, как и других гуманитарных наук, закономерно и принесет пользу.