X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Возвращение в Средневековье

Фестиваль «Война и мир» вернулся к нам после годичного перерыта.. И помня пышные праздники прошлых лет, многие горожане пожелали на нем побывать.

Лагерь историков-реконструкторов гости могли найти легко — к нужной поляне выводила самая заметная и широкая тропинка. Вообще, прогулка по Затюменскому лесопарку отлично настраивала на нужный лад. Разве что комары немного мешали предвкушать встречу со сказкой.

Однако масштаб фестиваля оказался несколько меньше, чем ожидалось, и был сравним, скорее, с первым «Pax et bellum», состоявшимся четыре года назад. Реконструкторы из других городов не приехали, и вообще программа оказалась скромнее той, к которой привыкли завсегдатаи. Но, что поделать — кризис. В прошлом году из-за проблем с финансами фестиваль «Война и мир» не состоялся вовсе. Так что членам местного исторического клуба «Брабантский лев» и ребятам из «Гильдии ролевиков и реконструкторов» стоит сказать спасибо за то, что они вообще смогли хоть что-то организовать.

Подкачала и погода, особенно в первый из двух открытых для зрителей дней. Из-за дождя многие гости (особенно семьи с детьми) вовсе отказались от поездки в лесопарк, другие же приехали только к концу программы.

Впрочем, самые храбрые, явившиеся несмотря на непогоду, остались довольны. Историки постарались максимально достоверно воспроизвести народные гуляния в честь дня святого Михаила в бельгийском городе Брюгге на рубеже XIV-XV веков. Конечно, современному горожанину средневековые развлечения могли показаться простоватыми. Но в этом, пожалуй, и заключалась их прелесть: никуда не торопясь побродить вдоль лотков ярмарочных торговцев, съесть яблоко на палочке или кусок мяса, поглазеть на не слишком умелых, но самозабвенно отплясывающих под звуки волынки танцоров. Вообще, с точки зрения средневекового горожанина, культурная программа была более чем насыщенной: тут и танцы, и собаки, показывающие трюки, и коротенькие комедийные театральные постановки — грубоватые, наполненные юмором, как сегодня сказали бы, ниже пояса (ну, в тех рамках, в которых это было допустимо в XIV-XV веках). Последние, кстати, отлично воспринимались и современным зрителем. Правда, в основном именно из-за архаичности. Вряд ли сегодня кого-то можно удивить историей четырех подруг, которые на девичнике хвастались своими бой-френдами друг перед дружкой, а потом выяснили, что юноша-то один на всех. Но в средние века это была весьма пикантная пьеса, понимание этого и веселило зрителей.

То, что игрались подобные сценки любителями, а не профессиональными актерами, — тоже часть средневекового колорита. Как и, например, суд над свиньей.

— Восприятие животных субъектом, а не объектом права было распространено в средние века, — рассказывает Дмитрий Байдуж, историк из клуба «Брабантский лев». — Eсли свинья объела соседский огород, то покрыть убытки должны были ее хозяева, а вот если она причинила вред человеку, например, съела ребенка, то ее судили по всем правилам: заключали в тюрьму, приглашали на процесс адвоката, судью и палача. Собственно, именно свиньи, как следует из дошедших до нас источников, чаще всего привлекались к ответственности за свои поступки. На втором месте вредители вроде саранчи. Крестьянин ловил одно насекомое и велел передать сородичам, чтобы те не смели жрать посевы, а затем отпускал. Eсли внушение не действовало, то его повторяли, давая насекомым второй и третий шанс исправиться. Наказанием для саранчи, как правило, служило отлучение от церкви — считалось, что раз все на свете «твари божьи», то это должно подействовать.

На фестивале роль свиньи исполнила собака, и наказали ее не слишком строго, ведь она не съела, а только укусила человека. Но выглядел этот фарс весьма забавно. Другим персонажем, так и напрашивавшимся на народное судилище, была ведьма (историк ТГУ) Виктория Юршина, гадавшая гостям по руке. Кстати, прошлое она описывала весьма точно, на счет же будущего сказать сложно: доживем — увидим. Как она сама рассказала, ведовство нередко навлекало на ее голову гнев горожан. Однажды (на другом фестивале) ей даже пришлось простоять час, закованной в колодки. К счастью, на этот раз обошлось без аутодафе.

Закончился первый день мистерией — еще одним представлением, но с минимумом диалогов. Она рассказало зрителям о подвиге святого Михаила — победе над драконом. В отличие от более известного нам святого Георгия, Михаил сразил ящера пешим, а не конным.

Дракон, составленный из нескольких актеров, был демонстративно порублен деревянным мечом и обратился сонмом демонов, с которыми святому помогли справиться ангелы, чьи голубые крылья из кусков материи, нашитой на деревянные рейки, выглядели очень трогательно, а главное — аутентично для выбранного периода времени.

На следующий день деревянные клинки сменились железными, и начались рыцарские схватки, столь любимые многими постоянными посетителями реконструкторских фестивалей. Впрочем, театральные сценки, музыка и танцы никуда не делись. А сухая, хоть и местами пасмурная погода позволила выбраться в Затюменский тем, кто прежде сидел дома, опасаясь простудиться.

В общем, тюменцы явно не потеряли вкус к вояжам вглубь тысячелетий. Остается надеяться, что зрительский интерес позволит историкам в следующем году вернуться к привычному размаху фестиваля.

***
фото: Рыцари готовы к бою;Еще одна театральная сценка;В лагере реконструкторов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта