X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Островок старого города

Дом по адресу Челюскинцев, 57 — оазис уходящей Тюмени посреди большого шумного города.

Время здесь будто остановилось, замерло где-то в середине прошлого века. Благоустройство, подступающее со всех сторон, доходит до угла дома, как до заколдованной черты, и не рискует ее пересекать. Старую детскую площадку с деревянной песочницей, поскрипывающими железными качелями и простым заборчиком никто не трогает, время от времени лишь освежают краску.

На лавочке возле дома собираются соседки. На веревке, протянутой через двор, сушится цветастое белье. Сохранилась здесь даже такая раритетная архитектурная форма как ковровыбивалка. Но сколько еще отмерено идиллической картинке в центре города, как и всему, что не способствует привлечению инвестиций и превращению Тюмени из «столицы деревень» в мегаполис, — неизвестно. По предварительным, как говорят местные жители, «докризисным» данным, двухэтажный дом на месте первого городского театра планировали расселить после 2020 года. Даже опрашивали людей, куда бы они хотели переехать.

Сейчас разговоры поутихли. Некоторые владельцы квартир, особенно на первых этажах, переживают. Несмотря на ореол исторического театрального прошлого, они испытывают проблемы — дом старый и сырой.

Старожилы же, среди которых преподаватель индустриального университета Нина Николаевна Анцыгина, напротив, вздыхают с некоторым облегчением.

— Здесь родилась, здесь и умру, — говорит Нина Николаевна.

Она живет на улице Челюскинцев уже 80 лет. Интерес к истории города и любовь к искусству заставили ее обратиться в архивы. Там она и узнала, что на месте ее родного дома располагался первый городской театр, созданный купцом и меценатом Андреем Текутьевым. В 1922 году здание сгорело, а в 1928 его перестроили под жилой дом. Правда, восстановили только два из трех этажей.

Отопление сначала было печное, вспоминает Нина Николаевна, а воду носили из колонки, которая располагалась за нынешним дворцом «Пионер». В годы войны людям разрешили устроить во дворе огород, держать коров, коз, свиней.

Лишь в середине прошлого века дом немного перестроили: кладовые комнаты переделали в ванные. В целом же, несмотря на незначительные ремонты, которые жители выполняют своими силами, он мало изменился. В межкомнатных проемах в квартире Нины Николаевны стоят те же массивные белые двери, что больше полувека назад. И рамы на окнах, выходящих во двор, она оставила прежние, деревянные. Сохранились балкончики, придающие фасаду живописный вид, правда, люди их уже давно не используют — опасно.

Сведения о том, что дом построен на фундаменте и выложен из кирпича бывшего Текутьевского театра, краеведами и историками до сих пор не подтверждены. Но во времена существования городской инспекции по сохранению памятников истории и культуры чиновники соглашались, что здание интересно и ценно само по себе, прекрасно своей аскетической простотой и достойно того, чтобы его сохранить.

***
фото: Нина Анцыгина;Старый балкон;Местный кот.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта