Обстоятельства дела, о которых больно вспоминать
В областном суде присяжные заседатели продолжают слушать дело о банде Савина. Потерпевшим — родственникам убитых людей — приходится отвечать на больные вопросы. Во сколько они оценивают похищенное у жертв имущество?..
— Мы детей потеряли! А вещи… Да пусть эти звери забрали бы все барахло без остатка! Неужели оно стоит человеческих жизней?!
В понедельник в качестве потерпевшего давал показания Федор Николаевич — отец тюменского предпринимателя Андрея П., которого в августе 2013 года вместе с беременной женой Натальей. силой увезли с дачи в СНТ «Искатель», что в районе Винзилей. Семью искали около года, пока 53- летний Виктор Савин в ходе следствия не указал на место захоронения — в лесополосе, недалеко от Винзилей. Там нашли закопанные тела мужчины и женщины, которая была на позднем сроке беременности. Федор Николаевич говорит, что тогда — в августе 2013-го — они ждали внучку со дня на день…
Савина-старшего — вместе с 28- летним сыном Вячеславом и его 33-летним приятелем Дмитрием Максимовым — задержали в августе 2014 года. Чуть позже сотрудники правоохранительных органов вышли на 37-летнего жителя села Бердюжье Антона Чеминаву, который, по версии следствия, причастен к ряду преступлений, совершенных участниками банды. По делу проходит также 29-летний Сергей Нешатаев. Однако в убийстве предпринимателя и его беременной жены обвиняют троих — Савиных и Максимова. В материалах дела есть их явки с повинной. Но перед заседанием адвокаты еще раз напомнили суду, что они против приобщения явок к доказательной базе, потому как считают, что подсудимых вынудили их подписать.
— Подлинность этих документов должен определить суд присяжных, — ответила судья Татьяна Ионова.
А гособвинитель Оксана Вершинина обратила внимание защитников на то, что обвиняемые и позднее подтверждали сведения, изложенные в явках. Это тоже зафиксировано в деле. Показали обвиняемые и водоем, куда скинули некоторые запчасти от охотничьего оружия, которое украли с дачи предпринимателя. Оксана Владимировна выводит на монитор фотографии — чтобы было видно всем присяжным: вот заболоченный прудик в районе улицы Ватутина, вот проходят поисковые мероприятия, вот специалисты извлекли из воды детали оружия…
Андрей был охотником, имел соответствующее разрешение, охотничьи ружья хранил в сейфе на даче. Люди, напавшие на него и его жену Наталью, вскрыли этот сейф и перевернули весь частный дом в поисках денег. Взяли ценные вещи, 151 тысячу рублей и банковскую карточку, требовали больше, не верили, что нет…
— А у сына тогда только долги одни и были, бизнес не ладился, — говорит Федор Николаевич.
По версии следствия, злоумышленники застали хозяина дачи и его жену в бане. Сначала ударили монтировкой по голове мужчину, потом набросились на женщину. В лес супругов вывезли в багажнике их же машины — «фольксвагена-туарег». На краю ямы, которую выкопали наспех лопатой, прихваченной с дачи, еще раз спросили предпринимателя, где у него могут быть спрятаны большие деньги. Не получив нужного им ответа, убили ударом ножа в горло. С беременной женщиной поступили так же…
— Это страшно: жить, не зная, что происходит с твоими детьми… Живы ли они… До последнего мы надеялись на чудо, что их могут где-то удерживать и рано или поздно отпустят. Даже обращались к экстрасенсам, но один нам сказал, что их надо искать под соснами, — потерпевшему было сложно говорить исключительно об «известных ему обстоятельствах».
С августа 2013 года до момента, когда он смог посмотреть в глаза людям, которых подозревают в убийстве его сына, невестки и внучки, мужчина жил в кошмаре. Кошмар продолжается и сейчас — беда подорвала физическое и моральное здоровье всех членов семьи. Мать Натальи находится в таком состоянии, что не может принять участие в судебном заседании.
… В общей сложности участникам банды, которые действовали в разных составах, вменяют 10 разбойных нападений и семь убийств, которые они совершили на территории Тюменской и Свердловской областей с 2008 года. По версии следствия, в 2010 году Савины и Максимов избавились от одного из своих подельников — Андрея Чернова. Убили и его жену.
А в январе 2014 года эти трое злоумышленников проникли в частный дом предпринимателя из Каменки. Пытали его, выясняя, где он хранит деньги. От полученных травм потерпевший скончался в больнице. Это стало последним преступлением банды. По крайней мере, последним, о котором известно правоохранительным органам…
Обвиняемые намерены защищаться. В понедельник Максимов заявил три ходатайства: он попросил признать недействительной одну из экспертиз, проведенных в рамках расследования эпизода об убийстве Андрея и Натальи. А также протокол осмотра гаража и результаты обыска. Максимов считает, что эти следственные действия были проведены с нарушениями. Говорил четко, уверенно, спокойно…
В отличие от Федора Николаевича, который, несмотря на просьбы судьи и судебного пристава держать себя в руках, не мог справиться с нахлынувшими эмоциями. Потому что пришлось вспомнить все: и как почти год прочесывали леса в поисках пропавших, и как их нашли, и как оказалось, что убийцы, чтобы усложнить опознание, отрезали от тел головы и кисти рук…
… Судебное следствие продолжается. В уголовном деле 121 том. По информации областной прокуратуры, общий размер ущерба, причиненного потерпевшим, составил более 17,6 млн рублей. В ходе предварительного следствия заявлено 11 исков на общую сумму более 100 млн рублей в счет возмещения морального и материального вреда. В целях обеспечения исков наложен арест на три иномарки Савиных и Максимова. Часть вторая 105-й статьи Уголовного кодекса, которую, среди прочего, вменяют Савиным и Максимову, предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет либо пожизненное лишение свободы. Нешатаева обвиняют в бандитизме и разбое. Чеминаву — в краже, пособничестве в краже и незаконном приобретении, хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.