Казаки всегда в строю
Казачьи патрули вносят значительный вклад в охрану общественного порядка города. Хотя многим люди в казачьей форме до сих пор в диковинку. Кто такие казаки? Как образовались в Тюмени казачьи отряды — об этом мы беседуем с Владимиром Самохваловым, атаманом Тюменского городского казачьего общества.
— Владимир Яковлевич, когда в Тюмени создали первую казачью дружину?
— В мае 2009 года. Тогда мы работали как обычные дружинники под эгидой Восточного административного округа. Раньше управы самостоятельно создавали отряды ДНД. Одно из таких подразделений сформировали казаки. Тогда нас было 20. Сейчас в казачьем отряде 37 человек. Войти в его состав может только реестровый казак, член казачьего общества. Мы четко следуем правилу: если взялся что-то делать, надо делать на отлично. Иначе, что это за служба?
— Кого вы можете назвать настоящим казаком?
— Жестких требований нет. Любой гражданин России, который по духу чувствует себя казаком, может вступить в казачье общество. Eсли у человека есть доказательства, что он казачьего рода (старые фотографии, документы), то он принимается без испытательного срока. Eсли нет — претендента проверяем. Важно понять, как он участвует в жизни общества, как относится к форме, к строю, к традициям казачества, к православной вере, насколько готов идти с нами. В результате остаются только истинные казаки. Идейные.
На данный момент в казачьем обществе 120 человек. Из них 108 подписались добровольно исполнять государственную службу по линии МЧС, охраны общественного порядка или военно-патриотического воспитания. Но мы сотрудничаем с представителями всех национальностей. С удовольствием проводим совместные мероприятия, если это на пользу дела и консолидации общества.
— Когда появились конные казачьи патрули?
— Идея зародилась в 2013 году. И дело получилось полезное. Хотя встал вопрос базировки, доставки коней к местам патрулирования. Нужен обученный личный состав, кони, подготовленные к работе при большом скоплении народа. Сейчас по соглашению с УМВД и муниципалитетом у нас работает один конный мобильный патруль. Задействуем двух коней, еще четыре — в резерве. Все упирается в финансирование. Eсли стоимость дежурства одного казака 150 рублей в час (в месяц в среднем получается около 20 тысяч рублей), то коня — 450 рублей в час.
Пешим ходом трудно патрулировать лесопарковые зоны. Территория большая. Например, чтобы обойти массив ТЭЦ-2, требуется несколько часов, а конный патруль объедет за полчаса. В местах такого патрулирования резко снизилось количество правонарушений. В Гилевской роще и парке Гагарина они вообще исчезли. Конь — это оружие. Что человек может сделать против него? Мы наблюдали, как на одном из мероприятий началась пьяная драка, и один патрульный на лошади разогнал толпу почти в 20 человек.
— Насколько эффективно ваше взаимодействие с УМВД по охране общественного порядка?
— В прошлом году, например, казачья дружина совместно с полицией приняла участие в раскрытии 119 преступлений, выявила 4772 административных правонарушения, проверила 407 единиц автотранспорта, 1084 иностранных гражданина и 287 лиц, стоящих на учете в ОВД. Полиции удобно с нами работать. Мы дежурим 12-часовыми сменами. Охватываем большую территорию патрулирования, в том числе полностью железнодорожный вокзал, автовокзал, Цветной бульвар, набережную.
— Около Центрального рынка тяжело было бороться со стихийной торговлей?
— Это была непривычная и несколько неожиданная задача. Там расположились в основном перекупщики, которые как живым щитом прикрывались бабушками. И чего только за два месяца мы о себе не наслушались. Были и конфликты. И угрозы. И все-таки навели порядок.
— Что такое, на ваш взгляд, патриотизм?
— Патриотизм это желание и способность встать на защиту своего государства. Много патриотизма не бывает. Это лекарство, которое надо давать постоянно. Пища, которая должна быть каждый день. Логика тут простая: сильное государство — сильное общество. Другого не дано.