Самоделкин: новая версия
В апреле в доме науки, экологии и техники дворца «Пионер» открылся «Техноскаут» — один из трех инновационных центров, созданных, чтобы холить и лелеять юных гениев технического творчества.
При поддержке комитета по инновациям Тюменской области центр оснащен станками лазерной резки, фрезерно-гравировальными станками, 3D-принтерами…
На открытии центра было много радостных взрослых, говоривших о возрождении технического творчества, и детей, в восторге плющивших носы о новое оборудование. Мы вернулись в лаборатории «Техноскаута» после того, как отгремели приветственные речи, — посмотреть, как возрождается из пепла «Самоделкин» — мультяшный герой из винтиков и шурупов, бывший некогда эмблемой детских технических кружков.
. Оказалось, современный «Самоделкин» сделан из фанеры. Он стоит на подставочке рядом с компьютером в лаборатории лазерной резки.
Сегодня здесь работает светловолосый курчавый паренек — четвероклассник 40-й школы Алеша Тарасов. Несколько месяцев Алеша проектировал в программе CorelDRAW свою первую модель автомобиля — ВАЗ-2102. Собирал опытный образец, подгонял по размеру детали, дорабатывал чертежи и вот наконец-то готовится вырезать на станке новый корпус автомобиля, на этот раз — идеальный по всем параметрам.
Руководитель Владимир Кипер поглядывает через плечо, пока воспитанник запускает программу и в последний раз просматривает чертеж, вымеряет размеры фанерной заготовки и укладывает ее под лазерный луч. Пуск — красная линия быстро начинает передвигаться, оставляя на фанере темные следы. Похоже на выжигание по дереву, только высокотехнологичное, и кроме дерева и фанеры на станке можно разрезать еще и пластик, и оргстекло.
Когда машина запущена, остается наблюдать за ювелирными движениями лазера и ждать. Три- пять минут уйдет у станка на то, чтобы вырезать детали: корпус, дверцы, колеса, запасные бамперы. (Леша предусмотрительно решил вырезать дополнительный комплект; говорит, что бампер — одна из самых хрупких деталей в модели).
— Вам, наверное, кажется, что это все очень просто, — говорит Владимир Кипер. — На самом деле, проектирование — ответственный и сложный процесс. Не все получалось с первого раза. Приходилось переделывать и пересчитывать.
— Для этого нужно много терпения и труда, — добавляет Леша. — Но мне это нравится, поэтому — в радость. Дома у меня есть разные справочники, книжки об изобретениях и об ученых. Например, я читал о Циолковском. Знаю, что это великий ученый, который открыл людям дорогу в космос.
— А сам ты какое открытие мечтаешь совершить?
— Мечтаю избавить планету от двигателей внутреннего сгорания и от свалок. Это поможет нам экономить природные ресурсы и продлить жизнь нашей Земле, — говорит Алексей.
. Несмотря на внедрение современных технологий, в отделении технического творчества и робототехники не списывают со счетов и старые станки.
— Без старого нет нового, — говорит Владимир Кипер. — С помощью классических станков — токарных, фрезерных — мы сможем учить детей последовательно тому, как происходят разные технические процессы, переходить от простого к сложному и высокотехнологичному.
Занятия у мальчишек, которые сейчас готовятся к соревнованиям по автомодельному спорту, как раз проходят в старой мастерской. Они вулканизируют шины, перебирают барахлящие моторы, заряжают аккумуляторы и устраивают тренировочные заезды на кордодроме.
В ближайшие выходные к нам съедутся любители автомодельного спорта из разных городов области, а еще из Омска, Eкатеринбурга и Челябинска. Всего около полусотни человек. Школьники от 10 лет и старше будут соперничать в классах кордовых и радиоуправляемых моделей.
— Хитростей для того, чтобы модели ехали быстрее, владельцы не изобретают, — говорит Владимир Кипер. — Всего достигают честной работой в мастерских, точным регулированием и запуском на кордодроме.
. Корпус модели ВАЗ-2102, за появлением которого мы с трепетом наблюдали, тем временем готов. Леша Тарасов снимает его со станка и собирает в ладошку фанерные излишки — пригодятся для поделок. Проделана часть работы, сейчас корпус надо будет склеить, вставить в него двигатель и батарею…
А лаборатории «Техноскаута» ждут новых изобретателей и конструкторов. На знакомство со станками приглашают школьных учителей. Уже провели два семинара, на которых педагоги сами попробовали что-нибудь смастерить. Технари надеются, что вдохновленные собственным успехом учителя расскажут об этом ученикам. Любой ребенок, если захочет воплотить какой-то проект, сможет прийти сюда, в «Тхноскаут».
— А что для этого надо? Ведь не просто так — взял и пришел.
— Как раз вот так — просто, — говорит Владимир Кипер. — Хорошо, если у изобретателя при этом будет научный руководитель в школе. Но если нет, наши преподаватели готовы помочь.
***
фото: Новый Самоделкин;Леша Тарасов;В лаборатории лазерной резки.