Герои нового века
Eще до премьеры новый российский фильм «Экипаж» собрал массу скептических комментариев.
Оно и понятно: с ремейками известных советских картин ситуация плачевна, число удачных перезапусков приближается к нулю. И хоть создатели фильма говорили в интервью, что новый «Экипаж» — не ремейк, а самостоятельная картина, мало кто верил, что у них получится что-то оригинальное.
А вот — получилось. Фильм, действительно, связан со своим предшественником — в первую очередь, построением сюжета, где за неторопливо-размеренной первой частью следует взрывная и забитая действием под завязку вторая. Тем не менее, создателям картины удалось привнести в нее много нового.
Первый час отведен под представление главных героев, связавших свою жизнь с небом. Молодой стажер-максималист Гущин (Данила Козловский). Жесткий и неуживчивый командир экипажа Зинченко (Владимир Машков), железной рукой наставляющий новичка на путь истинный. Красавица Александра (Агне Грудите), женщина за штурвалом.
Новая картина делает упор не на драматизм отношений между людьми, как было в «Экипаже» 1979 года, а на зрелище. А потому все, что происходит с персонажами, легко предугадать: и чем кончатся конфликты отцов и детей, которым в сюжете отведена едва ли не центральная роль; и куда заведут героев любовные баталии, прописанные в сценарии откровенно слабее остальных линий.
Наиболее удачно, на мой взгляд, выглядит сюжетная арка «молодой пилот — опытный наставник». На протяжении всей картины мы наблюдаем, как развиваются их отношения: от полного непонимания и отторжения до готовности подставить друг другу плечо в трудную минуту. Зинченко во многом можно считать «отцом»: где нужно — даст хорошего пинка, но если требуют обстоятельства — встанет на защиту, пусть с риском для себя. И будет отстаивать то, что сам считает правильным. В этом проявляется сходство двух персонажей, главные характеристики которых — честность и следование собственным принципам даже в самых непростых ситуациях, где любой выбор тяжелой ношей ложится на плечи.
Eсли убрать из второй части фильма спецэффекты, то получится история о том, что даже в самой тяжелой ситуации, когда уже не остается надежды, люди должны оставаться людьми, способными жертвовать и быть друг другу товарищами, а не волками. Что общая беда всегда объединяет, а на волоске от смерти не остается места мелочным обидам и бытовому недопониманию. Как нет места бюрократическим проволочкам, строгим законам и штатным регламентам, когда у самолета вот-вот откажет забитый пеплом последний двигатель, а прямо под ним, во второй железной птице, гибнут люди. На высоте десяти тысяч метров рвется замкнутый круг иерархии, власти и подавления, по которому все герои безнадежно бродят всю первую половину фильма.
… Это картина с немаленьким для России бюджетом в 10 млн долларов. Добротно снятый и ладно скроенный аттракцион, где не стоит искать излишней глубины и сильной драмы.
Зато есть красивая картинка и держащая в постоянном напряжении атмосфера. Смертельно опасный взлет по предельно короткой полосе, где со всех сторон подступает горящая лава, немыслимые кульбиты в воздухе. Два часа захватывающего и напряженного зрелища, где с каждым крутым виражом кровь закипает в жилах.
Да и обвинить актеров в плохой игре не получится. Все, что требовалось, чтобы раскрыть характеры своих персонажей, они сделали. И классическое «Не верю!» за весь сеанс не сорвалось с моего языка ни разу.
«Экипаж» нельзя назвать верхом технического мастерства или новым словом в жанре. Eсть множество фильмов как слабее его, так и в разы сильнее. У режиссера Николая Лебедева, за плечами которого есть несколько полюбившихся зрителю картин, и его «экипажа», вышел крепкий фильм- катастрофа — не без огрехов, но со своими достоинствами. И еще с хорошим финалом о честных и принципиальных героях с «крыльями вместо рук», которые в решающий момент сумеют мягко посадить самолет и спасут людей.
* студентка института филологии и журналистики ТюмГУ.