X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Сияние «Победы» в пасмурном сентябре

Директор нового тюменского кинотеатра «Победа.» товарищ Поленов, наверное, радовался, как мальчишка. В ненастном сентябре 1948-го сюда, на Тычковку, как это место звали по-простому, была протоптана народная тропа. Ведь такого кино в Тюмени еще не было.

Стоило ждать

Два года ждали тюменцы обещанный властью кинотеатр. Ничего, пришлось потерпеть — время было трудное для всех. Зато отменили, еще в 47-м, продовольственные карточки, и жить стало веселее. Да и зловещий призрак войны постепенно уходил за далекий горизонт, таял в дымке времени — прозрачной и не пахнущей порохом…

И когда первые счастливчики шагнули за этот порог, то поняли, что вознаграждены за терпение. Третий кинотеатр в городе (после «Темпа» и детского, имени 25-летия ВЛКСМ) хотели открыть еще к 1 мая 1948 года. Не получилось — сам проект оказался очень непростым. Не могла областная власть соорудить что-нибудь этакое, на скорую руку, — и назвать это святым именем Победы.

Вот и решили повременить маленько, но сделать все по высшему разряду. Журналист областной газеты по фамилии Григорьев не скрывал своего изумления. Оно сопровождало его прямо от крылечка, где «в гирляндах лампочек над входом висит реклама — «Сказание о земле Сибирской». Ярко освещенный подъезд манил посреди хмурого осеннего вечера.

Для сентябрьской премьеры очень кстати подоспела картина режиссера Ивана Пырьева с любимыми народом актерами и песней, где упоминался наш город (о ней, а равно и о самом фильме подробно рассказывал первый, январский очерк этого цикла).

Но репортер, надо полагать, еще не посмотрел «Сказание.» И медленно, смакуя только что увиденное, продвигался в восхитительном пространстве. И отмечал все необыкновенное и достойное внимания — от шелковых гардин на окнах до зрительских полумягких стульев, поднимавшихся амфитеатром. «Здесь одинаково хорошо видно с любого ряда, с любого места», — напишет он в своем недлинном репортаже без фотографий. А жаль, что их нет! Увидеть бы все это воочию из нашего XXI века, чтобы лучше оценить маленькую тюменскую победу того послевоенного года.

И каждый из 400 тысяч рублей, выделенных на переоборудование бывшего клуба водников на улице Пристанской, 2, был потрачен по назначению. А разве могло быть иначе? И секрет крылся, пожалуй, не только в страхе тюрьмы, а и в сознательности того распорядителя кредитов, которому доверили народные деньги.

Между тем, глаза репортера фиксировали то, что старательно записывала его рука. Плюсуем. Хороший буфет. Курительная комната. И еще одна, просто для отдыха — тут женщины и дети не станут дышать папиросным дымом и спокойно подождут начала сеанса, поедая сладкое мороженое. А то и книжку могут почитать вместе — потому что на том же втором этаже, куда ведет широкая лестница, есть еще читальный зал!

Музыки, правда, пока нет. И мечтательный, но и практичный журналист пишет далее, что «в первую очередь надо позаботиться об оркестре». И не худо бы иметь книжный киоск (да-да, тогда любили читать). А равно и оформить фойе, чего еще не успели. Коллега Григорьев высказал и еще одно пожелание, весьма важное с точки зрения приближающихся холодов: «Надо, чтобы работало центральное отопление».

Репортеру позволили заглянуть и в заветную будку, откуда светит луч Люмьера. А директор Поленов доходчиво объяснил, что областное управление кинофикации по такому замечательному случаю прислало сюда на работу лучших киномехаников — товарищей Попова и Eрмолова. А также выделило из своих запасов три новых кинопроекционных аппарата. Вот ведь как повезло. А значит, никак нельзя работать спустя рукава. Трудящиеся не простят и могут вместо кино пойти в горком партии — жаловаться.

… Новый храм кино появился в густо населенном рабочем районе, неподалеку от Туры. А значит, учли и, так сказать, политический момент. Не надо честному труженику на ночь глядя брести в центр Тюмени, а потом возвращаться заполночь. Удобно! Четыре сеанса в день (первый, детский, в четыре часа дня, а последний начинается в 22 часа) — очень даже неплохо. Как и то, что фильмы обновляются часто.

Словом, пришла на Тычковку радость. Ради которой стоило подождать. И пасмурный сентябрь вовсе не отбил у людей охоты идти в кино. Напротив, под этой крышей забывалось и о своих заботах, и о моросящем дождике за стеной.

А вообще 1948-й для тюменских зрителей складывался как нельзя лучше. Гораздо раньше — 20 апреля — «Тюменская правда» пролила бальзам на их души коротким сообщением на последней странице: цены на билеты в кино значительно снижены! Такое решение принял исполком областного Совета, выполняя, в свою очередь, постановление Совета Министров СССР.

Жить, и впрямь, стало веселее. И никакие тучи на осеннем небе не могли омрачить этого светлого чувства.

Чуть не забыл рассказать о любопытной подробности, связанной с фильмом «Сказание о земле Сибирской». Узнал о ней только-только и спешу поделиться. Так вот, сначала прибыла в Тюмень черно-белая копия, а уже потом, но в том же 48-м, цветная. «Победе» и тут повезло — она дождалась как раз цветной ленты!

И, стало быть, тюменские вечера стали чуточку красочнее.

Плач по партизанке

Во все времена не зазорно было поплакать в кино. А тут киноистория, основанная на реальных событиях и невыдуманном образе героини, брала за сердце. Чуть позже, чем в другие кинотеатры города, пришла сюда, в зал на Тычковке, «Марите».

Наверняка были среди зрителей и знающие люди. Они уверенно говорили своим соседям: эта героическая девушка-комсомолка работала, пусть недолго, в Тюмени. Была эвакуирована из Литвы и попала на завод «Механик». А уже потом, в 42-м, ушла добровольцем в Красную армию. Хотя всех подробностей короткой военной биографии Героя Советского Союза Марите Мельникайте, прожившей на белом свете всего двадцать лет, они, вероятно, знать не могли.

Картину 1947 года «Марите» сняла режиссер Вера Строева. На главную роль выбрали дебютантку Татьяну Ленникову, уроженку башкирского села Преображенское, которую отыскали в студии при Театре Моссовета. Белокурая и очень симпатичная скромница преображалась в батальных сценах, где строчила из автомата и швыряла гранаты в приближавшихся гитлеровцев. Раненая в бою на высоком речном берегу, оставшаяся одна среди погибших друзей-партизан, она попадала в плен. Создатели фильма избавили зрителей от сцены казни — ее нет. В том виделся и немой призыв: запомните Марите живой, несдавшейся, несломленной.

Сценарист Федор Кнорре сосредоточился на партизанской биографии Мельникайте. Тюменский отрезок ее жизни в фильме не присутствует — наверное, выбранная творческая задача этого просто не требовала.

Шесть дней и 78 сеансов

Подлинный кинобум той незабываемой осени еще был впереди. В октябре в Тюмень пришла «Молодая гвардия». Наверное, спустили и какую-то партийную директиву относительно фильма режиссера Сергея Герасимова — но если она и имела место, то осталась в тени. Тюменцы выбрали эту картину сами, без подсказки свыше — потому что знали, о чем это кино, а многие успели прочесть роман Александра Фадеева, впервые изданный в 1946-м.

В Государственном архиве Тюменской области я нашел впечатляющие цифры, своеобразный салют этой талантливой киноработе Герасимова и его преимущественно молодой компании (где было много одаренных студентов ВГИКа), — 78 сеансов в трех наших кинотеатрах за шесть дней и около 20 тысяч зрителей! Причем шесть тысяч горожан посмотрели картину в день премьеры.

Ради такого события «Тюменская правда» впервые провела обсуждение фильма, посвятив ему целую страницу. В числе тех, кого попросили откликнуться, был и Герой Советского Союза Тамерлан Ишмухамедов. Другой респондент, как выразились бы теперь, — актер драмтеатра Виктор Налобин стал единственным, кто упомянул коллегу по цеху Глеба Романова (жаль, что никто так и не вспомнил здесь или просто не знал, что тот — наш земляк): «Я как молодой актер восхищаюсь талантливой игрой моих сверстников В. Иванова, С. Гурзо, Г. Романова и других. У них хочется поучиться, созданными ими образами увлекаешься, веришь им».

Романов играл Ивана Туркенича, одного из вожаков молодежного подполья в Краснодоне. Более подробно об этом мы говорили в одном из первых очерков нашего цикла. Повторяться не буду. Скажу лишь, что после этой картины будущий матрос с «Кометы» стал известен и в родном городе.

К числу необычных подробностей, связанных с показом «Молодой гвардии», отнесу такую. Кинороман Герасимова был достаточно длинным — 187 минут. По этой причине показывали сначала первую серию, а потом вторую. Хотя, вероятно, немалая часть публики желала смотреть все сразу, на одном дыхании.

Аура 1948-го

Да, то был удивительный год, год событий в мире тюменского кино. И ведь он еще не закончился. «Победа» стремительно полюбилась горожанам, и вы уже знаете, почему. И вообще все двигалось, спорилось, получалось. Потихонечку богатела по части фильмов местная контора «Главкинопроката». И через газету докладывала горожанам, что число картин в ее фонде превысило отметку 700.

В декабре «Победа» пригласила на другую громкую премьеру — картину Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке». Главную роль летчика Маресьева сыграл еще один народный любимец — актер Павел Кадочников.

А тюменские мальчишки (вряд ли тут я фантазирую) говорили в голос: Чапай-то точно не утонул! И на новой войне стал командиром полка — может, из-за возраста? Что ж, в чем-то они были правы: исполнитель роли Чапаева в легендарном фильме 30-х годов Борис Бабочкин, действительно, надел погоны ради этой картины. Чапай воевал снова!

***
фото: Кинотеатр «Победа» на улице Пристанской;Афиша фильма «Марите».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта