X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Эти годы, эти имена…

В военные годы в Тюмени ни на день не закрывался драматический театр.

… В музей драматического театра, которым руководит Надежда Васькова, дети и внуки актеров приносят папки с фотографиями и документами. Архив народного артиста РСФСР Георгия Дьяконова-Дьяченкова передал его сын Сергей. Архив заслуженного артиста РФ Вениамина Панова тоже здесь. Недавно принесли документы, письма и фотографии артиста Аркадия Шалагинова, о котором сейчас мало кто помнит. А сколько в музейном архиве фотографий актеров, о которых теперь не знает никто, лишь старая фотобумага сохранила их черты, взгляды, улыбки.

— Это тема, над которой предстоит много работать, — рассуждает Надежда Викторовна. — Дети актеров приносят документы, рассудив, что в театральном музее им быстрее найдут применение, чем дома в шкафу. И даже, наверное, в архиве. Мы эти фотографии и документы показываем.

Надежда Викторовна — тот человек, которые «работает над темой». Собирает материал, структурирует, пишет статьи. В одной из них она рассказывает о том, каким был театр в военные годы.

Он тогда назывался Тюменским городским драматическим театром имени XVII годовщины РККА. В первые месяцы войны труппа резко постарела: молодежь ушла на фронт, а из оставшихся актеров большинство имели стаж работы на сцене больше 20 лет.

Надежда Васькова уточняет: «18 сотрудников театра ушли на фронт, работали во фронтовых концертных бригадах. После войны в театр пришла новая плеяда актеров — фронтовики, орденоносцы. Судьба связала их с тюменской драмой кого-то на несколько лет, а кого-то — навсегда. Это -целая страница в истории театра и истории страны».

Но это будет потом. А пока перед художественным руководителем театра (в начале войны им был Борис Радов) и всем коллективом стоят непростые задачи. Во-первых, изменить репертуар, в котором теперь в основном военно-патриотические постановки о борьбе с фашизмом и классика. Во-вторых, сроки работы над спектаклями очень сжаты, всего 10, максимум 20 дней. В-третьих, от художников требуют оформлять спектакль быстрее и как можно проще, экономить материал, а качество работы не снижать.

Но качество в таких условиях падает неминуемо. Газеты того времени отмечают художника театра Антонина Дымова и худрука Бориса Радова, чья работа даже в таких условиях остается на высоте. Но, к сожалению, положительных отзывов прессы не так уж много. Тогда сами актеры попытались достучаться до верхушки театра через печатное слово. «Нашему руководству мы вправе заявить, — писал в статье «Работать сегодня лучше, чем вчера» в январе 1942 года ведущий актер театра Володин, — что не согласны с неоправданно сжатыми сроками, отводимыми на постановку спектаклей. Поменьше премьер, но получше качеством!»

А зрители любили театр и таким. Непросто представить себе, как работающие у станков, в госпиталях, да где угодно люди, уставшие, недоедающие, спешат в театр. Они не были избалованы зрелищами и до этого, а уж в военные годы спектакль считался праздником. И сами артисты тоже были голодными и работали в здании, которое не отапливалось, а между репетициями кололи во дворе дрова, чтобы согреться.

Фото Кати Христозовой и из музейного архива

Актеры участвовали во всех агитационных кампаниях, собирали теплые вещи для фронта, организовывали концерты, выступления в госпиталях, брали шефство над ранеными. Заработная плата, конечно, — крохи. Но и из них они умудрялись отчислять деньги на нужды фронта: рядовые работники — однодневный заработок, руководящий состав — двухдневный.

… Репертуарный список тех лет удивляет: за четыре военных года в нем — почти семь десятков позиций. «Варвары» Максима Горького, «Волки и овцы» Александра Островского. Пьесы Константина Симонова: «Жди меня», «Русские люди», «Так и будет».

Именно спектаклем «Так и будет» открылась новая страница истории -считает Надежда Васькова. Это был уже новый театр — Тюменский областной драматический театр. 14 августа 1944 года появилась на карте Тюменская область.

Приближалось время Великой Победы, 1945 год. Театр вступал в новый период с двумя крайне обветшавшими зданиями: летним -в саду имени Ленина (ныне территория Дворца искусств «Пионер»), и зимним — на улице Герцена. А в январе 1945-го произошла трагедия: в зимнем здании театра случился сильный пожар, и следующие свои спектакли труппа дала только в феврале на сцене клуба железнодорожников. Тем не менее, за 1945 год было дано 179 спектаклей, большая часть -уже по окончании войны. Театр вернулся в родные стены 1 декабря 1945 года.

… Многие имена актеров, режиссеров, художников, музыкантов, которых война забрала навсегда, пропали бесследно. Кто их теперь вспомнит? Но многие можно найти на страницах газет и книг, на музейных стендах и в человеческой памяти.

— Когда я стала изучать личные дела людей, которые пришли в театр после войны, оказалось, что большинство из них были героями не только на сцене, но и под пулями и бомбами, — говорит Надежда Васькова. — Виктор Орлов награжден тремя медалями «За отвагу», Владимир Чернов получил орден Красного Знамени. Воевал наш народный артист РСФСР Георгий Дьяконов-Дьяченков. Готовили фронтовых командиров заслуженный Вениамин Панов и народный артист СССР Eвгений Матвеев. Виктор Ансаров, первый в истории нашей драмы актер, служивший театру до 90 лет, защищал Кавказ. Дзидра Дымзен была разведчицей. Через войну прошли народная артистка СССР Людмила Долматова, гениальный режиссер Eвгений Плавинский, актер Ломакин, бессменный директор театра с 60-х по 84-й год Александр Кузьмич Калугин.

***
фото: Труппа тюменского театра незадолго до войны;Вениамин Панов;Людмила Сластина (Кузьменко);Главный режиссер Евгений Плавинский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта