По следам госпиталей
Многие тюменские историки от медицины считают, что Великая Отечественная война стала катализатором, который заставил здравоохранение региона бурно развиваться.
Как бы ни было прискорбно, что миллионы людей из-за нее лишились здоровья, именно в этих экстремальных условиях ковались лучшие хирургические и терапевтические кадры второй половины XX века.
На третий день войны в Тюмени развернулся госпиталь N 1498, а к исходу четвертого дня были развернуты госпитали N 1499 и N 1500.
1499-й просуществовал недолго: он находился в здании сельхозтехникума на улице Республики, 7 (ныне государственный аграрный университет Северного Зауралья), а туда, как теперь известно, решено было поместить тело Владимира Ильича Ленина, временно изъятое из мавзолея. Тогда же это был большой секрет, горожане не знали, что тело вождя мирового пролетариата в Тюмени. Госпиталь общехирургического профиля N 1498 просуществовал всю войну. Сперва в гостинице «Заря» (улица Первомайская, 8. Нынче в этом историческом здании находится бизнес-центр, сохранивший, впрочем, прежнее название). Но прежде чем в Тюмень прибыли первые санитарные поезда, госпиталь переместили, разбив на пять отделений: первое, второе и третье разместились в школе N 1 по адресу Семакова, 8-а — Володарского, 6 (ныне это корпус госуниверситета, в котором работает музей археологии и этнографии). Четвертое отделение получило в свое распоряжение дом по соседству, на улице Семакова, 10 (ныне тоже принадлежащий ТюмГУ). Пятое отделение оказалось в здании педагогического техникума на улице Республики, 13 — Семакова, 17 (теперь там корпус аграрного университета Северного Зауралья). Таким образом количество койкомест было увеличено с двух сотен до семи.
Начальником госпиталя был назначен Павел Иванович Атавин, но в августе, когда началось развертывание второй очереди госпиталей (в частности N 2475 и N 3318), райвоенкомат командировал его на фронт в качестве начальника санитарного поезда. Известно, что впоследствии Павел Иванович воевал на Карельском, а также первом и втором Белорусских фронтах. Как командир 109-го отдельного медико-санитарного батальона 64-й стрелковой Могилевской ордена Суворова дивизии награжден орденом Отечественной войны II степени за то, что «в наступательных боях по прорыву обороны противника на реке Одер и в ходе дальнейших боев по овладению городами Франкфурт-на-Одере и Берлин сумел организовать хороший прием большого потока раненых». По мнению командира дивизии генерал-майора Шкрылева, именно тюменец Павел Атавин не только своим медицинским талантом, но и умелым руководством спас множество жизней солдат и офицеров.
В Тюмени же на смену Атавину пришел военврач 2-го ранга В.П. Черномырдин, а ведущим хирургом при нем стал Павел Иванович Сазонов, который провел две тысячи из семи тысяч операций, сделанных в госпитале N 1498 за годы войны, а пять тысяч операций совершались под его руководством.
В частности, он стал известен благодаря тому, что модифицировал костнопластическую операцию на стопе, изначальное авторство которой принадлежит Николаю Пирогову. Также Павел Сазонов успешно оперировал артериальные аневризмы, удалял инородные тела из черепа и грудной клетки.
Незадолго до победы Черномырдина перевели в один из прифронтовых госпиталей, и его место занял Я.Л. Изельсон. Современники (в частности, В.Н. Заболотная) отмечали, что медицинский персонал в едином порыве стремился оказать раненым красноармейцам максимум помощи: от организации донорства крови до создания групп самодеятельности и мастерских, при которых ставшие инвалидами бывшие солдаты обучались новым профессиям.
Госпиталь-распределитель N 1500 сразу занял бывшее здание коммерческого училища Колокольниковых по улице Луначарского, 2 (на момент «расселения» там находился агропедагогический институт). Но зимой 1941 года поток раненых увеличился настолько, что помещения оказались переполнены, и госпиталю в срочном порядке передали также здания глазной больницы (улица Нагорная, 2), школы N 2 (улица Луначарского) и двух общежитий педагогического института. В результате количество койкомест увеличилось до девяти сотен (850 хирургических и 50 глазных).
Именно на госпиталь N 1500 были возложены обязанности головного: заниматься приемом и распределением раненых. А все потому, что он оказался обеспечен лучшими медицинскими кадрами. Руководить им был поставлен Иван Сергеевич Карелин, а ведущим хирургом стал Николай Васильевич Сушков — именно он организовал в городе донорско-патриотическое движение и создал при госпитале N 1500 первый пункт приема крови. Хирург Сушков успевал оперировать не только в головном, но и в развернутом во второй волне госпитале N 2475. Также он отличился тем, что прооперировал 28-летнего солдата, у которого в сонной артерии засел осколок. Боец выжил. За самоотверженный труд в годы войны Николай Сушков награжден орденом Красной звезды. После войны он заведовал сперва хирургическим, а потом травматологическим отделениями областной больницы, затем был главным хирургом в онкодиспансере.
Иван Карелин вместе с госпиталем N 1500 в феврале 1943 года отправился ближе к фронту. Госпиталь развернулся в городе Рыбинск Ярославской области, а его начальник, как следует из сохранившихся документов, оказался в армейском полевом госпитале для легкораненых N 3351 на должности начмеда, где быстро наладил работу и уже в июле представлен к ордену Красной звезды.
А госпиталь N 1500 оказался сперва в Польше, потом в Восточной Пруссии, где и находился до февраля 1946 года, долечивая раненых, в марте возвратился на родину и был расформирован.
… Всего же в Тюмени за годы войны работало 11 госпиталей, располагавшихся в 26 зданиях. В них трудились более 60 врачей, сотни фельдшеров и медицинских сестер, которые оказали помощь 70 тысячам раненых и больных воинов Советской армии. В конечном счете в нашем регионе получили помощь полпроцента советских солдат и офицеров, пострадавших в Великой Отечественной войне, причем 72,3 процента раненых и 90 процентов больных бойцов возвратились в строй и продолжили борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.