На разливе
В нынешнюю весну Тура, наконец, по-настоящему вышла из берегов и затопила пойму. Ширина ее возле Тюмени около трех километров. И теперь это — сплошная вода. Из нее торчат кустарники и деревья. По ней плывет разный хлам, принесенный рекой, плавают парами утки… и рыбаки в лодках в надежде на рыбацкую удачу.
Над всем этим сияет густо-синего цвета небо, а посредине — солнце старается обогреть все на земле — ведь весна все-таки. На разливе обильно цветут полузатопленные ивняки. Красиво!
Однако красота эта очень тревожная для Тюмени. В давние годы все половодье проходило мимо города во всю трехкилометровую ширь поймы, и вода высоко не поднималась, кроме отдельных особо водных весен. Потом тюменцы стали селиться на пойме и окружать Татаро-Бухарскую и Кожевенную слободы, стоявшие на левобережье (в Зареке), валом и дамбой спасаясь от наводнений.
Туре оставляли два прохода: один — по руслу, второй — по старице Парфеновской, озерам Алебашеву и Круглому. Возле Мыса оба потока опять соединялись воедино. Каждый проход был шириной около 100 метров, и вода уходила по ним, не поднимаясь высоко в черте города.
Пользуясь тем, что Тура высоко выходит из берегов не ежегодно, городские хозяйственники «взяли реку за горло» и направили ее по одному пути — по руслу, перекрыв второй путь под Парфеновским высоким берегом. Это сделали, построив в 19671968 гг. дамбу для железной дороги в створе ул. Мельникайте, где так называемый Совмещенный мост. В 1979 г. эта дамба подняла уровень воды в Туре, и участок ее приготовились было взрывать, если вода еще нажмет. Она нажала в другом месте и затопила поселок ДОКа «Красный Октябрь» на правом берегу. В пойме, как говорят, «пронесло», взрывать не пришлось.
После самого высокого половодья 1979 г., когда вода поднялась до 9,15 м над нулевым условным уровнем, появилась мысль прорыть канал шириной до 100 м под Парфеновским коренным берегом до Мыса, чтобы при высокой воде она текла мимо города и не размывала берега. Видимо, из расчета на этот канал под очередной дамбой, ставшей теперь ул. Алебашевской, построили мост на пойме.
Поскольку опять пошли маловодные годы, и река высоко не поднималась, идея постройки канала заглохла, хотя, писали в газетах, проект его был разработан.
Потом построили еще одну дамбу через пойму — для Объездной автодороги, она первая перекрывает свободное течение Туры и направляет его в узкий проход под мостом. И уже после Туру стесняют другие дамбы, ведущие к мостам.
В этом году Тура уже поднялась довольно высоко. Обнаружилось слабое звено в дамбах Тюмени как раз во Втором Заречном микрорайоне. Там рядом со строящимся аквапарком второпях, в апреле экскаваторы нагребли кое-какую дамбочку шириной в три метра по низу, а по верху — метра полтора. Я полагаю, насыпали «на авось». А вода подошла всерьез. В воскресенье там уложили пленку и мешки с грунтом. Десять человек отважных в понедельник утром пытались сразиться с Турой и не пустить ее во Второй Заречный. По известному правилу — «вода дырочку найдет». И она нашла: в 8 ч. утра она уже сочилась и даже текла струей сквозь дамбу — грунт свежий, плохо утоптан, да и еще, видимо, был мерзлый, когда его в дамбу уложили.
Логичное решение — пустить Туру по Парфеновской старице к оз. Алебашеву, как она текла в былые годы. Меньше был бы напор на набережную в центре города. А там если сдвинет река один-два гранитных блока, то смоет всю набережную — она ж из песка сделана. Правда, старый путь реке давно перегородили, построив проезд Солнечный. Он тоже стал дамбой, но в ней есть бетонная труба диаметром в один метр. Дальше путь реке под мост по ул. Алебашевской перекрыт: автоцентр там сделал себе высокую подсыпку и заасфальтировал ее. Туру ведь некуда девать будет, если не устоит дамбочка возле ул. Щербакова у Парфенова.