Будем бороться со стрессом
«Душа несла мешок из кожи, набитый мясом и костьми. На ненавистную работу. К восьми», — это грустное стихотворение, автор которого подписывается псевдонимом Цай, за несколько дней стало более известным, чем многие творения классиков. А все потому, что оно отражает современную проблему, которая касается множества людей.
Тоскливое настроение характерно не только для офисных работников, которые зачастую не видят продуктов своего труда, но и для представителей других профессий. Даже врач, лечащий пациентов, или пекарь, достающий из духовки вполне вещественные пирожки, склонны порой думать: «Пока я тут всем этим занимаюсь, жизнь проходит мимо…»
И дело не в том, что они вдруг потеряли интерес к своей, вероятно, любимой работе. Чаще всего причина «серых очков», сквозь которые они смотрят на мир, — стресс. Eго нам всем на работе хватает! Особенно сейчас, когда во многих организациях сократили часть штата, и на оставшихся упала дополнительная нагрузка.
— Стресс можно назвать глобальной проблемой человечества, которая в XXI веке переходит в разряд эпидемий, — говорит Радик Сулейманов, начальник экспертизы условий и охраны труда областного департамента труда и занятости населения. — В России проблемой стресса работников и служащих озаботились совсем недавно, хотя развитые страны борются с ней уже более сорока лет.
В России озаботились, значит, и конкретно в Тюмени — тоже: бороться со стрессом на рабочих местах решил областной департамент труда и занятости населения. В конце концов, тоскующий сотрудник не может хорошо и быстро выполнять свих обязанности, а значит.
— Компании и организации теряют на «профессионально выгоревших» работниках миллиарды рублей, — поясняет Сулейманов. — Помимо просто низкой эффективности, люди в состоянии стресса еще и часто заболевают, берут больничные листы, короткие отпуска за свой счет или просто прогуливают. В итоге — попадают под увольнение, а отсюда — текучесть кадров. В общем, сплошные расходы.
И это специалист еще не упоминает о тех последствиях, которые стресс приносит самим работникам. А ведь он — первая ступенька к депрессии. Депрессия же нередко приводит к мыслям о самоубийстве. Недаром же в нашей стране достаточно высокий процент людей, покончивших с собой в самом трудоспособном возрасте — от 25 до 35 лет.
Данные Росстата гласят, что каждый третий работающий россиянин не просто испытывает перманентный стресс, но также уже демонстрирует признаки депрессии. Цифр по нашему региону пока нет, но собрать их — входит в планы сотрудников департамента труда.
Пока же они намерены сосредоточиться на тех факторах, которые способствуют стрессу на рабочем месте. И если, скажем, обстановка в коллективе во многом не входит в компетенцию чиновников, то вот условия труда: шум, некачественная вентиляция, плохое освещение и тому подобные бытовые мелочи — очень даже входят! По мнению психологов департамента, максимально возможный на рабочем месте комфорт — очень важная составляющая. Ведь мы проводим там по восемь часов в день, а некоторые — даже больше.
С нематериальными причинами стресса, конечно, сложнее. В основном, они относятся к сфере человеческих отношений, и регламентировать их практически невозможно. Но в разных странах ищут разные способы влиять на настроение в коллективе: в Японии сотрудники вымещают зло на резиновой кукле, в Китае в обеденный перерыв рабочие занимаются дыхательной гимнастикой, в Индии — йогой, в Германии — посещают комнаты психологической разгрузки. В России своих рецептов пока нет, но многие крупные корпорации начинают заимствовать чужой опыт и адаптировать под наши реалии. Кстати, уже решено, что департамент организует семинары, в ходе которых представители ведущих компаний региона будут делиться опытом воспитания стрессоустойчивости у сотрудников. Пока в рабочую группу вошли 15 тюменских организаций, в том числе коммерческие предприятия и органы исполнительной власти. Запланирован десяток выездных семинаров, в которых примут участие больше тысячи человек.