Планета невзаимной любви
В четверг, 28 апреля, на малой сцене театра драмы труппа сыграет самый новый и очень камерный спектакль «Фантазии Фарятьева».
Самое время сходить на постановку, не гонясь за премьерой, которая состоялась в первой половине апреля. Премьера — это все-таки точка наивысшего волнения для актеров, и потому ее они нередко играют более напряженно, чем последующие показы.
Впрочем, премьера «Фантазий Фарятьева» прошла успешно, и теперь спектакль занял свое место в афише: на него театр приглашает и в мае — четвертого, седьмого и 20-го.
Поставлен он по пьесе Аллы Соколовой о чудаковатом стоматологе Павлике Фарятьеве, который влюблен в постоянно несчастную учительницу музыки Сашу. Это пьеса советских времен (многие помнят экранизацию Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях). С тех пор в нашей стране многое изменилось, в том числе и люди. Но режиссер Владимир Чернядев увидел в пьесе то, что не меняется никогда, и сумел показать публике. Он бережно отнесся к первоисточнику. Разве что, будучи также художником спектакля, предпочел по-своему решить сценическое пространство.
— Автор пьесы предполагала, что действие происходит в двух квартирах, — рассуждает режиссер. — Но поскольку история случилась в хрущевские времена в хрущевских же домах, где все совершенно одинаковое, даже румынские гарнитуры одни и те же, я объединил эти квартиры в одну. Кроме того, это не бытовая история, это столкновение философских понятий о человеке. Мне не хотелось делать эти хрущевские квартиры, поэтому площадка, на которой происходит действие, — совершенно условна. Стол, три стула, рояль без ножки. Это все не мешает смотреть, напротив, помогает восприятию даже больше, чем всякие этажерочки, зеркала, портретики и шторки.
В результате в черно-белом, без украшений пространстве герои оказались будто бы обнаженными: их мысли, чувства, нелепости жизни и их несчастья. Самый нелепый и трогательный, конечно, сам Павлик Фарятьев (актер Александр Кудрин). Живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен: все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете.
Учительница Саша (актриса Ольга Игонина), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (отличная работа заслуженной артистки России Ирины Халезовой), предложение руки и сердца принимает.
Но Саша несчастна, и женщинам ее тоска очень понятна: она измучена отчаянной любовью к некоему Бетхудову. Он и начальник и кумир, и мужчина, что держит на коротком поводке, не отпуская и к себе не подпуская. И который, уж конечно, ее не любит. Но оставаться незамужней и бездетной Саше тоже не хочется.
Любовь не заслужить, не заработать. История несостоявшейся любви вдруг оказывается далеко не банальной. В ней — самые важные вопросы: о любви и семье, о жертвах и идеалах. И это маленькое любовное сумасшествие по накалу страстей схоже с романами Федора Достоевского. То, что происходит с героями в этой отдельно взятой квартире, обернется тотальной растерянностью героев перед миром. А эта растерянность, к сожалению, неотъемлемая часть нашего существования: все мы — как Фарятьев, Саша, Бетхудов и другие герои — и одинокие, и непонятные друг для друга.
***
фото: Режиссер Владимир Чернядев;Александр Кудрин в роли Фарятьева;Саша и Павлик (Игонина и Кудрин);Семейный совет — Саша, ее мама и сестра Люба (Ольга Игонина, Ирина Халезова, Елена Цыбульская).